Приложение

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

658030,Алтайский край, р.п.Тальменка, пер.Банковский,3, тел.8 (38591)2 13 33,e-mail:ksp.talm@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта решения Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края «О бюджете Тальменского района на 2021 год»

р.п. Тальменка                                                                           09 ноября 2020 г.

Основание для проведения экспертизы: Федеральный закон от 07.02.2011 года  № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ст. 9 ч.2 п. 2), Устав МО Тальменский район Алтайского края, Положение «О контрольно-счетной палате Тальменского района Алтайского края», утвержденное решением Тальменского районного Советом народных депутатов Алтайского края от 20.12.2019 года № 240, решение Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края «Об утверждении Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе» от 25.09.2020 № 107; пункт 1.4. Плана работы Контрольно-счетной палаты, утвержденного приказом председателя от 19.08.2020 № 7, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района от 30.10.2020 № 29.

Предмет экспертизы: проект решения Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края «О бюджете Тальменского района на 2021 год»; документы и материалы, представляемые одновременно с проектом решения о районном бюджете на 2021 год, согласно списку (исх. от 30.10.2020 № 347, исх. от 05.11.2020 № 356).

Проверяемый объект: Тальменский район

1.Общие положения

Проект решения Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края «О бюджете Тальменского района на 2021 год»» (далее – проект решения) представлен на экспертизу в Контрольно-счетную палату Тальменского района (далее - Контрольно-счетная палата) в конце рабочего дня 30.10.2020 года с соблюдением срока, установленного решением о бюджетном процессе.Рассмотрение проекта решения о бюджете запланировано на очередной сессии Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края 13.11.2020, проведение депутатских комиссий – 10.11.2020.

Таким образом, в рамках утвержденного решением о бюджетном процессе порядка рассмотрения проекта решения о бюджете для проведения экспертизы основного финансового документа района Контрольно-счетной палате предоставлено 4 рабочих дня, что не позволяет в полной мере определить обоснованность и достоверность планируемых проектом бюджета доходов и расходов.

При проведении экспертизы проекта решения о бюджете Контрольно-счетной палатой, с учетом материалов, поступивших от финансового органас проектом решения (исх. от 30.11.2020 № 347, исх. от 05.11.2020 № 356), проверено соответствие проекта требованиям бюджетного законодательства, проанализированы материалы, представленные одновременно с проектом решения, оценено (выборочно) состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей проекта и их расчетов.

Экспертиза проекта бюджета на 2021 год проводилась Контрольно-счетной палатой Тальменского района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ), решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края «Об утверждении Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе» от 25.09.2020 № 107 и иными нормативными правовыми актами Тальменского района.

Составление проекта районного бюджета на 2021 год основано на основных направлениях бюджетной и налоговой политике муниципального образования Тальменский район Алтайского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных постановлением Администрации Тальменского района от 30.10.2020 № 857, предварительных итогах социально-экономического развития Тальменского района за истекший период текущего года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год.

Подготовка вышеуказанных документов осуществлялась без утверждения постановлением Администрации Тальменского района Порядка составления проекта районного бюджета на очередной финансовый год.

Проект решения о бюджете разработан Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района и внесен на рассмотрение Администрацией Тальменского района в Тальменский районный Совет народных депутатов Алтайского края 30.10.2020 , что соответствует срокам, предусмотренным статьей 185 БК РФ и пунктом 1 статьи 16 Положения о бюджетном процессе.

При проведении экспертизы проекта решения проведен анализ его соответствия нормам бюджетного законодательства. В ходе данного анализа установлено, что общие требования к структуре и содержанию решения о бюджете, определенные статьями 184.1 и 184.2 БК РФ, статьями 13 и 14 Положения о бюджетном процессесоблюдены не в полном объеме. Так, в представленных материалах в установленный срок (до 1 ноября 2020 года) в нарушение статьи 14 Положенияо бюджетном процессе и главы 20, 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отсутствуют:

  1. Ожидаемые итоги социально-экономического развития Тальменского района на текущий финансовый год (статья 184.2 БК РФ).
  2. Проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год.
  3. Проект программы приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год.
  4. Оценка ожидаемого исполнения районного бюджета на текущий финансовый год (статья 184.2 БК РФ).
  5. Бюджетный прогноз (проект бюджетного прогноза) Тальменского района на долгосрочный период (статья 170.1 БК РФ).
  6. Паспорта муниципальных программ Тальменского района (проекты изменений в указанные паспорта) (статья 184.2 БК РФ).
  7. Реестр источников доходов районного бюджета (статья 184.2 БК РФ).

Администрации Тальменского района направлена информация (исх. от 03.11.2020 № 44) о нарушении требований к структуре и содержанию решения о бюджете.

Оценка ожидаемого исполнения районного бюджета на текущий финансовый год (статья 184.2 БК РФ) иПостановление Администрации Тальменского района от 31.10.2016 № 1448 «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра источников доходов бюджета муниципального образования Тальменский район»без самого Реестра источников доходов районного бюджета представлены Комитетом по фиансам, налоговой и кредитной политике вх от 05.11.2020 № 356.

Согласно пункту 4 статьи 169 БК РФ, если проект районного бюджета составляется и утверждается сроком на один год, тогда вместе с проектом разрабатывается и утверждается среднесрочный финансовый план муниципального образования. Так,постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края от 05.11.2020 № 867 утвержден среднесрочный финансовый план Тальменского района на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Проверкой соблюдения требований ст. 36 БК РФ в части размещения проекта районного бюджета в средствах массовой информации установлено, что проект размещен в газете «Тальменская жизнь» № 43 от 24.10.2020, тогда как в нарушение пункта 2 статьи 18 Положения о бюджетном процессе отсутствует на сайте Администрации Тальменского района. Кроме того,официально опубликованная информация в газете по основным характеристикам не соответствует проекту решения, представленному в Контрольно-счетную палату. Так, расходы опубликованы в сумме 961 891,5 тыс. руб., дефицит -15 000,0 тыс. руб. (по представленному проекту решения – 977 202,5 тыс. руб. и 30 311,0 тыс. руб. соответственно).

При формировании проекта районного бюджета на 2021 год применялись методы планирования: нормативный, индексный и программно-целевой.

Составление проекта районного бюджета на 2021 год основано на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года, основных направлениях бюджетной, налоговой политики Алтайского края и Тальменского района, среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Алтайского края и Тальменского района.

  1. 2.Основные направления бюджетной и налоговой политики

Постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края от 30.10.2020 № 857«Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Тальменский район Алтайского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Тальменский район на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов разработаны на основании стратегических целей развития муниципального образования Тальменский район, концепции социально-экономического развития муниципального образования Тальменский район Алтайского края до 2025 года, основ Федеральных законов: от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 05.04.2012 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом сложившейся экономической ситуации и по итогам девяти месяцев 2020 года.

При подготовке основных направлений бюджетной, налоговой политики были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года; перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства от 02.04.2020 № Пр-612 в части применения мер по преодолению экономических последствий, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации;распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 №117-р «Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 – 2024 годах»;мероприятий, предусмотренных индивидуальной программойсоциально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 928-р.

Основные направления налоговой политики сосредоточены на формировании стабильных и эффективных налоговых условий, стабильности и предсказуемости неналоговых платежей, обеспечивающих основу бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе Тальменского района.

Основными задачами налоговой политики являются обеспечение полноты и своевременности поступления налоговых и неналоговых доходов, увеличение налогооблагаемой базы путем проведения мероприятий по выявлению физических и юридических лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов и других обязательных платежей, выявления собственников земельных участков и имущества, не оформивших имущественные права, повышении эффективности управления муниципальным имуществом.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности районного бюджета.

Основными направлениями бюджетной политики на 2021 год являются:

1.совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;

2.повышение эффективности бюджетных расходов;

3.создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;

4.повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;

5.повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов;

6.совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, предполагает уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере, а также контроль за муниципальными заказчиками в сфере закупок;

7.безусловное исполнение приоритетных направлений расходов при исполнении районного бюджета, обеспечивающих социальную стабильность в районе.

8.привлечение дополнительных источников финансирования, увеличение доли средств из внебюджетных источников.

Согласно пункту 2.3.постановления Администрации Тальменского района Алтайского края от 30.10.2020 № 857«Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Тальменский район Алтайского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», формирование расходов районного бюджета на 2021 год осуществлено исходя из МРОТ 12392 руб., тогда как Министерством финансов Алтайского края рекомендовано расходы на заработную плату предусматривать с учетом внесенного на согласование в Государственную думу Российской Федерации минимального размера оплаты труда, рассчитанного по новой методике, разработанной Министерством труда Российской Федерации,- 12792 руб.

  1. 3.Прогноз социально-экономического развития

В соответствии со статьей 173 БК РФ разработан прогноз социально-экономического развития Тальменского района на 2021-2023 годы.

В соответствии с требованиями статьи 184.2 БК РФ прогноз социально-экономического развития, утвержденный постановлением Администрации Тальменского района от 29.09.2020№ 777«Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования Тальменский район на 2021-2023 годы» представлен одновременно с проектом решения «О бюджете Тальменского района на 2021 год» в Тальменский районный Совет народных депутатов Алтайского края.

Прогноз социально-экономического развития Тальменского на 2021 -2023годы разработан с учетом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации и основных параметров прогноза Алтайского края на 2021 -2023 годы, исходя из динамики развития района за предшествующий период и имеющихся данных текущего года.

Прогноз социально-экономического развития Тальменского района разработан на среднесрочный (трёхлетний, 2021-2023гг.) период. Прогноз разработан в двух вариантах – консервативном и базовом. Базовый вариант Прогноза социально-экономического развития Тальменского района является основой для составления проекта решения о бюджете района.

Показатели основных характеристик (доходной и расходной частей, дефицита) проекта бюджета на 2021 год не соответствуют значениям, указанным в Прогнозе социально-экономического развития Тальменского района на первый год.

Проект бюджетного прогноза на период до 2027 года не представлен одновременно с проектом решения о бюджете на 2021 год. Анализ бюджетного прогноза провести не представляется возможным.

Долгосрочное прогнозирование устойчивости и сбалансированности бюджетов в Алтайском крае, определение финансовых возможностей для достижения национальных целей развития, оценка бюджетных рисков и своевременное принятие мер по их минимизации необходимо осуществлять в условиях принятого закона Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» и обсуждаемого проекта указанной Стратегии до 2035 года.

4. Проект решения «О районном бюджете на 2021 год»

4.1. Основные характеристики проекта решения о бюджете на 2021 год

В соответствии с пунктом 4 статьи 169 БК РФ и Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе, проект решения о районном бюджете утверждается сроком на 1 год. При этом если проект муниципального района составляется и утверждается на очередной финансовый год, Администрация разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования. Постановлением Администрации Тальменского района от 05.11.2020 № 867   утверждены основные показатели среднесрочного финансового плана Тальменского района на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Текстовая часть проекта решения соответствует действующему бюджетному законодательству, но имеются замечания: в текстовой части проекта решения о бюджете не указан согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году, тогда как статьей 6 решения о бюджете утверждается распределение межбюджетных трансфертов бюджетам поселений района на 2021 год без указания общего объема передаваемых трансфертов.Необходимо статью 6 проекта решения привести в соответствие.

Также в проекте решения о бюджете не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 278-ФЗв статью 184.1 Бюджетного кодекса, в части необходимости утверждения решением о бюджете не только верхнего предела муниципального внутреннего долга, но и верхнего предела муниципального внешнего долга по состоянию на 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием, в том числе, верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.

В этой связи, необходимо в статье 1 текстовой части проекта решения, а также в отдельные нормы Положения о бюджетном процессе привести в соответствие с абзацем 10 пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса (внести уточнение - муниципального внутреннего долга).

Проект бюджета на 2021 год сформирован на основании действующего законодательства с учетом изменений, вступающих в действие с 1 января 2021 года.

В соответствии со статьей 184.1 БК РФ проект бюджета содержит следующие основные характеристики:

  1. прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета в сумме     946 891,5 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 641 591,3тыс. рублей; прочие безвозмездные поступления 1625,0 тыс. рублей.
  2. прогнозируемый общий объем расходов районного бюджета в сумме 977 202,5 тыс. рублей;
  3. дефицит (профицит) районного бюджета в сумме 30 311,0тыс. рублей.

Наименование

Исполнение 2019 года (отчет), тыс. руб.

Оценка ожидаемого исполнения за 2020 год, тыс. руб. по исх. 356 от 05.11.2020

Проект решения на 2021 год, тыс. руб.

% 2021 года к 2020 году

ДОХОДЫ

980 839,4

1 070 657,6

946 891,5

88,4

в т.ч. безвозмездные

724 203,5

796 398,4

643 216,3

80,8

РАСХОДЫ

983 119,0

1 071 327,4

977 202,5

91,2

из них (справочно)

Резервный фонд

263,8 

1094,7

1 500,0

137,02

Верхний предел муниципального долга

147 481,2

ДЕФИЦИТ

2 279,6

669,8

30 311,0

% дефицита к общему годовому объему доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений

0,88

0,24

9,98

Проект бюджета предусматривает в 2021году уменьшение общего объема доходной и расходной частей бюджета района по отношению к ожидаемому исполнению параметров бюджета в 2020 году почти на 12,0 %.

Проектом бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 БК РФ установлены источники финансирования дефицита бюджета на 2021 год согласно приложению № 1 к проекту решения «О бюджете Тальменского района на 2021 год».

Согласно статье 23 БК РФ приложением № 4 к проекту бюджета представлен к утверждению перечень главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2021 год.

В соответствии со статьей 33 БК РФ при составлении бюджета на 2021 год соблюдался принцип сбалансированности бюджета.

Проектом решения на 2021 год доходы запланированы на 46 258,5 тыс. рублей (4,7 %) ниже первоначально утвержденных решением от 20.12.2019 № 100 уровня аналогичного показателя на 2020год, расходы – меньшена   32 947,5 тыс. рублей (3,3 %).

Плановый размер дефицита районного бюджета на 2021 год не превышает ограничения, установленные пунктом 3 статьи 92.1 БК РФ (не более 10,0 % утвержденного объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений).

4.2. Доходы районного бюджета

         Доходы районного бюджета сформированы с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, Алтайского края и Тальменского района.

Доходная часть районного бюджета на 2021 год сформирована в соответствии с пунктом 1 статьи 160.1 БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации», постановлением Администрации Тальменского района от 05.11.2020 №868 «Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов бюджета и поступлений по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2021 год».

Основные подходы к формированию налоговых и неналоговых доходов районного бюджета изложены в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Тальменского района на 2021, а также в характеристике основных показателей проекта решения «О бюджете Тальменского района на 2021 год», представленных в материалах к решению.

Доходы, отраженные в проекте, отнесены к группам, подгруппам, статьям и подстатьям (кодам) классификации доходов бюджетов Российской Федерации по видам доходов с соблюдением положений статей 20, 41, 42 БК РФ.

         Налоговый потенциал на 2021 год рассчитан исходя из объемных показателей социально-экономического развития Тальменского района, с применением налоговых ставок, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, законом Алтайского края от 31.08.2005 № 62-ЗС «О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами». Так же учтены изменения налогового законодательства Российской Федерации и Алтайского края, вступающие в действие с 1 января 2021 года.      Согласно статье 13 Положения о бюджетном процессе, в приложении №3 к проекту решения представлен перечень главных администраторов доходов с указанием кодов администрируемых доходов бюджетной классификации.

В таблице представлена структура доходной части районного бюджета на 2021 год в сравнении с показателями 2020 года с первоначальным планом, утвержденным решением Тальменского районного Совета народных депутатов от 20.12.2019 № 100 и с оценкой ожидаемых поступлений райбюджета на 2020 год по исх. 356 от 05.11.2020:

Показатели

2020 год

2021 год

Решение РСНД от 20.12.2019 № 100 (первоначальный)

Оценка ожидаемых доходов на 2020 год (исх. 356 от 05.11.2020)

Проект решения

тыс. руб.

доля,%

тыс. руб.

доля,%

тыс. руб.

доля,%

Собственные доходы

295 027,9

29,7

274 259,2

25,6

303 675,2

32,1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

696 497,1

70,1

794 773,4

74,2

641 591,3

67,7

Прочие безвозмездные поступления

1 625,0

0,2

1 625,0

0,2

1 625,0

0,2

Итого доходов:

993 150,0

100

1  070 657,6

100

946 891,5

100

Приведенные данные свидетельствуют, что на 2021 год прогнозируется увеличение собственных доходов районного бюджета в сравнении с первоначальным решением.

Структура доходов бюджета района за период 2019-2021годы представлена следующими данными:

Источники доходов

2019 год (отчет)

2020 год (решение от 20.12.2019 № 100)

2020 год оценка (исх. от 05.11.2020 №356)

2021 год (проект)

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Налоговые доходы

199 930,1

20,4

202 168,4

20,4

200 462,7

18,7

203 348,1

21,5

Неналоговые доходы

56 705,7

5,8

92 859,5

9,3

73 796,5

6,9

100 327,1

10,6

Безвозмездные поступления

724 203,5

73,8

698 122,1

70,3

796 398,4

74,4

643 216,3

67,9

Всего доходов

980 839,3

100

993 150,0

100

1 070 657,6

100

946 891,5

100

Анализ структуры доходов бюджета района показывает, что к 2021 году доля налоговых доходов увеличится до 21,5 %, неналоговых доходов – до 10,6%, а доля безвозмездных поступлений снизится до 67,9% соответственно.

4.2.1. Налоговые доходы

         В проекте решения о районном бюджете объем налоговых доходов на 2021 год спрогнозирован в сумме 203 348,1 тыс. руб., с увеличением к уточненному плану 2020 года по решению от 30.10.2020 № 111 на 4 067,0 тыс. руб. или 2,0 %.

         Структура (в %) и динамика налоговых доходов (в тыс. руб.) по видам представлены в таблице:

Вид налога

2020 год (оценка) по исх. от 05.11.2020 № 356

Проект 2021 год

тыс. руб.

Доля, %

тыс. руб.

Доля, %

Налог на доходы физических лиц

156 200,0

77,9

161 231,4

79,3

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

21 000,0

10,5

24 700,0

12,2

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

8 200,0

4,1

2 314,0

1,1

Единый сельскохозяйственный налог

820,0

0,4

1 300,0

0,6

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

8 712,7

4,3

8 712,7

4,3

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

80,0

0,1

102,0

0,1

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

900,0

0,4

488,0

0,2

Государственная пошлина

4 550,0

2,3

4 500,0

2,2

Итого налоговых поступлений

200 462,7

100

203 348,1

100

Налог на доходы физических лиц остается один из самых значимых налогов доходной части районного бюджета, его ожидаемое поступление по оценке отдела по доходам Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района в 2021 году составит 161 231,4 тыс. рублей, что больше прогнозного показателя на 2020 год на 3,2%.

На 2021 год планируется поступление указанного налога в сумме 161 231,4 тыс. рублей, что больше ожидаемого в 2020 году объема поступления на 5 031,4 тыс. руб. Увеличение прогноза поступления указанного налога связано с ростом фонда оплаты труда и с мероприятиями, оказывающими влияние на администрирование налога на доходы физических лиц.

В целях, увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц, Контрольно-счетная палата рекомендует осуществлять постоянный контроль за снижением неформальной занятости и выводом заработной платы из теневого сектора экономики.

Прогнозный объем поступлений налога, взимаемого в связи с применением УСН, определен, как сумма прогнозных поступлений каждого вида налога исходя из выбранного объекта налогообложения (доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов).Расчет прогнозного объема поступлений осуществляется по методу прямого расчета, основанного на использовании прогнозных значений показателей, уровне ставок, налоговых льгот, уровня собираемости. Поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2021 году прогнозируется в сумме 24700,0 тыс. рублей, что больше ожидаемого в 2020 году объема поступлений на 17,6% (ожидаемое поступление за 2020 г.- 21 000,0 тыс. руб.).

В связи с нормой Федерального закона от 02.06.2016 № 178-ФЗ, согласно которой предусматривается отмена ЕНВД с 01.01.2021, прогнозируется тенденция снижения суммы поступлений. С 01.01.2021 положения главы 26.3 Налогового Кодекса РФ признается утратившим силу, поэтому в 2021 году ожидается поступление ЕНВД за 4 квартал 2020 года, а также сумм от погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды.Поступление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2021 году прогнозируется в сумме 2 314,0 тыс. рублей, что меньше ожидаемого в 2020 году объема поступлений на 71,8% (ожидаемое поступление за 2020 год – 8 200,0 тыс. рублей).

Единый сельскохозяйственный налогна 2021 год спрогнозирован в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах – главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Расчет прогнозного объема поступлений осуществляется по методу прямого расчета, основанного на использовании прогнозных значений показателей, уровне ставок и др. показателей. Поступление единого сельскохозяйственного налога в 2021 году прогнозируется в сумме 1300,0 тыс. рублей, что выше ожидаемого в 2020 году объема поступлений на 58,5% (ожидаемое поступление за 2020 год – 820,0 тыс. рублей).

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в районный бюджет, на 2021 год спрогнозирован в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах – главой 26.5 Налогового кодекса РФ, Законом Алтайского края от 30.10.2012 № 78-ЗС «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края».Объем поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, прогнозируется в сумме 102,0 тыс. рублей, что выше ожидаемого в 2020 году объема поступлений на 27,5%

Прогнозирование акцизов по подакцизным товарам (продукции) проводится по видам подакцизной продукции с учетом главы 22 Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, исходя из прогнозируемых объемов реализации подакцизных товаров и отчетных данных о фактических поступлениях налога в отчетном году, используемых для расчета ожидаемых поступлений в текущем году. Расчет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты осуществляется главным администратором указанных доходов - Управлением Федерального казначейства по Смоленской области. Установленна 2021 год норматив отчислений в бюджет муниципальных районов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в размере10 процентов доходов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Алтайского края.Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации в 2021 году прогнозируется в сумме 8 712,7 тыс. рублей, что равно ожидаемому в 2020 году объему поступлений (ожидаемое поступление за 2020 год – 8 712,7 тыс. рублей).

Расчет налога на добычу полезных ископаемых на 2021 год, прогнозируемый к поступлению, основан на нормах главы 26 Налогового кодекса РФ.Поступлениев 2021 году прогнозируется в сумме 488,0 тыс. рублей, что ниже ожидаемого в 2020 году объема поступлений на 45,8% или на 412,0 тыс. руб. (ожидаемое поступление за 2020 год – 900,0 тыс. рублей).

Расчет государственной пошлины на 2021 год, прогнозируемый к поступлению, основан на нормах главы 25.3 Налогового кодекса РФ и выполнен с учетом прогнозных данных, представленных главными администраторами доходов бюджета района по закрепленным доходным источникам.Поступлениев 2021 году прогнозируется в сумме 4 500,0 тыс. рублей, что ниже ожидаемого в 2020 году объема поступлений на 1,1% (ожидаемое поступление за 2020 год – 4 550,0 тыс. рублей).

Удельный вес налоговых доходов в структуре доходов составляет 21,5%.

4.2.2. Неналоговые доходы

Неналоговые доходы районного бюджета на 2021 год планируются в объеме 100327,1 тыс. рублей, что на 26 530,6 тыс. рублей или 36,0% выше прогнозного плана на 2020год (73 796,5 тыс. рублей).

В структуру неналоговых доходов входит:

         арендная плата за земельные участки, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от продажи земельных участков, доходы от реализации имущества прогнозируются в общей сумме 47 856,9 тыс. рублей, что выше ожидаемого в 2020 году объема поступлений на 21 636,9 тыс. рублей или на 82,5% (ожидаемое поступление в 2020 году – 26 220,0 тыс. рублей);

         плата за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется на 2021 год в сумме 291,0 тыс. рублей (ожидаемое поступление в 2020 году- 220,0 тыс. руб.);

         прочие доходы от оказания услуг (родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях культуры) прогнозируются в сумме 41 200,0 тыс. рублей (ожидаемое поступление в 2020 году – 15 200,0 тыс. руб.);

         поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных суммы по возмещению ущерба прогнозируются на 2021 год в сумме 1 200,0 тыс. рублей. Динамики к ожидаемому поступлению за 2020нет (ожидаемое поступление в 2020 году –1200,0 тыс. рублей).

Доходы от приватизации имущества, находящегося в собственности района, в части приватизации нефинансовых активов имущества казны планируются на основании Прогнозного плана приватизации на 2021 год, причем в районе отсутствует Методика прогнозирования поступления доходов, утвержденная Комитетом по управлению муниципальным имуществом Тальменского района, в части прогнозирования поступлений по администрируемым неналоговым доходам, в том числе для утверждения Прогнозного плана приватизации на очередной финансовый год.

Прогнозный план приватизации на 2021 год не представлен в составе материалов к проекту районного бюджета на 2021 год.

В неналоговых доходах учтены доходы от реализации имущества, находящегося в собственности района, на сумму 9 770,0 тыс. руб. (ожидаемое поступление в 2020 году –30 956,5 тыс. рублей, в том числе по прогнозному плану приватизации муниципального имущества на 2020 год, утвержденному решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 24.10.2019 № 92 от продажи 12 объектов-   24 270 тыс. руб., исполнение за 9 месяцев 2020 года составило 1000,8 тыс. руб.).

Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района в структуре неналоговых доходов учтены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету муниципального района из бюджетов поселений на осуществление полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в 2021 году в соответствии с заключенными соглашениями в сумме 9,2 тыс. руб.

Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов составляет 10,6%.

4.2.3. Безвозмездные поступления

В 2021 году объем безвозмездных поступлений в районный бюджет планируется в общей сумме 643 216,3 тыс. рулей, что меньше первоначального утвержденного решением Тальменского районного Советанародных депутатов от 20.12.2019 № 100 уровня 2020года на 54 905,8 тыс. руб. или на 7,9%.

При сопоставлении планируемых объемов необходимо учитывать, что в процессе исполнения бюджета объем средств, поступающих в бюджет района от других бюджетов бюджетной системы РФ, значительно меняется (увеличивается к первоначально утвержденным показателям финансового года).Кроме того, на дату представления проекта решения на экспертизу не проведено рассмотрение проекта закона о краевом бюджете во втором чтении (запланировано на 26.11.2020), не учтены все объемы безвозмездных средств, планируемых к передаче бюджету Тальменского района в 2021 году. По представленным к проверке материалам в 2021 году доля безвозмездных поступлений в доходах районного бюджета составит 67,9%.

В структуре безвозмездных поступлений основную долю – 99,7% занимают межбюджетные трансферты из краевого бюджета, на долю безвозмездных поступлений от бюджетов поселений в районный бюджет (по заключенным соглашениям) приходится 0,001%.

Кроме того,межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету муниципального района из бюджетов поселений на осуществление полномочий контрольно-счетных органов поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в 2021 году в соответствии с заключенными соглашениями в сумме 9,2 тыс. руб. отражены не в структуре безвозмездных поступлений от других бюджетов, а в структуре неналоговых доходов.

Структура доходов районного бюджета в разрезе видов межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы:

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, в соответствии с законопроектом Алтайского края «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023» прогнозируется ко второму чтению, в редакции проекта закона в первом чтении не отражены в объеме безвозмездных поступлений в районный бюджет;

Субсидии прогнозируются на 2021 год в сумме 157 194,0 тыс. рублей или 24,4% от объема безвозмездных поступлений в районный бюджет;

Субвенции прогнозируется в сумме 484 397,3 тыс. рублей или 75,3% от объема безвозмездных поступлений в районный бюджет;

Прочие безвозмездные поступления прогнозируются в сумме 1625,0 тыс. рублей или 0,3% от объема безвозмездных поступлений в районный бюджет, в том числе ДШИ Отдела культуры 1500,0 руб., Отдел образования 125,0 тыс. руб.

4.3. Расходы районного бюджета

Расходы, отраженные в проекте бюджета, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований статьи 21 БК РФ, но имеются замечания.

Так, расходы на содержание Контрольно-счетной палаты Тальменского района учтены по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления», тогда как следует отразить по подразделу 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора». МБТ поселениям на обустройство пешеходных переходов учтены по подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», следует – по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)». По приложению 7 к проекту решения средства МБТ, передаваемых поселениям района, в подразделе 0412 отражены по виду расходов 244, следует - по 540; в подразделе 0409 отражены по виду расходов 521, следует – по 540; в подразделе 1001 «Пенсионное обеспечение» учтены расходы по 321 виду расходов, следует - по 312. Расходы на реализацию КАИП на улучшение жилищных условий граждан на селе в рамках ГП Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края» учтены по целевой статье 14000L4970 в рамках финансового обеспечения мероприятий программы«Обеспечение жильем молодых семей». Расходы на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также вознаграждение причитающееся приемному родителю учтены по одной целевой 9040070803, тогда как следует распределить и по целевым: 9040070801 и 9040070802. В расходах районного бюджета средства субсидии краевого бюджета в размере 22977,0 тыс. руб. на обеспечение расчетов за уголь, природный газ, тепловую энергию, потребляемые муниципальными учреждениями района,не отражены по целевым статьям учреждений района с сохранением кода направления расходов 71190, данный код 71190 только нашел отражение в средствах МБТпоселениям района в размере 5152,9 тыс. руб., передаваемых поселениям (нет увязки направления краевой субсидии на ТЭР в сумме 17 824,1 тыс. руб.).

По приложению 8 к проекту решения по разделу 0701 и виду расходов 611 ошибочно указана целевая статья 44 4 00 10530, следует указать 58 1 00 10390 на сумму 12 602,5 тыс. руб.; по подразделу 0709 и виду расходов 300 не верно отражены расходы на сумму 231,0 тыс. руб. по целевой 02 5 00 10820, следует – по 90 4 01S0990. Также неверно применена целевая статья 0250010820 по подразделу 0709 и виду расходов 400 на сумму 4369,0 тыс. руб.

В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджета муниципального образования Тальменский район осуществлено в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ведомственной структуре расходов районного бюджета на 2021 год функции главных распорядителей бюджетных средств возложены на четыре бюджетополучателя.

Общая сумма планируемых расходов районного бюджета на 2021 год составляет 977 202,5 тыс. рублей, что ниже на 3,26% к первоначальному уровню 2020 года – 1 010 150,0 тыс. рублей.

Расходы проекта районного бюджета на 2021 год к уровню плановых ассигнований, утвержденных решением Тальменского районного Совета народных депутатов от 2012.2019 № 100 на 2020 год, в разрезе разделов классификации расходов бюджетов представлены в следующей таблице:

Наименование показателя

2019 год (отчет)

Решение от 20.12.2019 № 100 «О районном бюджете на 2020 год» (первоначальный)

Проект решения на 2021год

Общегосударственные расходы

58157,2

71 968,1

51 819,9

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

13 810,9

-20 148,2

в %

123,7

72,0

Национальная оборона

2 022,4

2 028,6

2 284,4

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

6,2

255,8

в %

100,3

112,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 962,1

3 249,7

3 316,0

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

287,6

66,3

в %

109,7

102,0

Национальная экономика

46 176,6

42 283,4

35 897,2

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

-3893,2

-6 386,2

в %

91,6

84,9

Жилищно – коммунальное хозяйство

117 002,5

147 174,1

96 950,0

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

30 171,6

50 224,1

в %

125,8

65,9

Охрана окружающей среды

0

20,0

20,0

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

20,0

0

Образование

605 070,8

622 587,9

664 648,0

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

17 517,1

42 060,1

в %

102,9

106,8

Культура, кинематографиях

42 040,0

42 654,7

40 522,5

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

614,7

-2 132,2

в %

101,5

95,0

Социальная политика

78 257,9

52 512,6

52 873,6

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

- 25 745,3

361,0

в %

67,1

100,7

Физическая культура и спорт

674,5

470,0

1 800,0

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

-204,5

1 330,0

в %

69,7

383,0

Средства массовой информации

300,5

190,0

190,0

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

-110,5

0

в %

63,2

100

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектам РФ и муниципальных образований общего характера

30 454,7

25 010,9

26 880,9

прирост (снижение) кпредыдущему году

тыс. рублей

-5 443,8

1870,0

в %

82,1

107,5

Итого расходов

983 119,0

1 010 150,0

977 202,5

По сравнению с 2020 годом проектом решения на 2021 год вносятся изменения по 9 разделам классификации расходов бюджета. Увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по 5 разделам на общую сумму 45 943,2 тыс. рублей, снижение по 4 разделам на 78 890,7 тыс. рублей. Наибольшее увеличение в денежном выражении предусмотрено по разделу «Образование», «Физическая культура и спорт», «Межбюджетные трансферты», и уменьшение по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Структура расходов проекта районного бюджета на 2021 год по сравнению со структурой 2020года и кассовым исполнением за 2019 год по разделам классификации расходов представлена в следующей таблице:

Наименование показателя

2019 год (отчет)

2020 год (первоначальный)

Проект решения на 2021 год

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

Общегосударственные вопросы

58 157 ,2

5,9

71 968,1

7,1

51 819,9

5,3

Национальная оборона

2 022,4

0,2

2 028,6

0,2

2 284,4

0,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 962,1

0,3

3 249,7

0,3

3 316,0

0,3

Национальная экономика

46 176,6

4,7

42 283,4

4,2

35 897,2

3,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

117 002,5

11,9

147 174,1

14,6

96 950,0

9,9

Охрана окружающей среды

0

20,0

0,002

20,0

0,002

Образование

605 070,8

61,5

622 587,9

61,6

664 648,0

68,0

Культура и кинематография

42 040,0

4,3

42 654,7

4,2

40 522,5

4,1

Социальная политика

78 257,9

8,0

52 512,6

5,2

52 873,6

5,4

Физическая культура и спорт

674,5

0,07

470,0

0,05

1 800,0

0,2

Средства массовой информации

300,5

0,03

190,0

0,02

190,0

0,02

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектам РФ и муниципальных образований общего характера

30 454,7

3,1

25 010,9

2,5

26 880,9

2,8

Итого расходов

983 119,0

100

1 010 150,0

100

977 202,5

100

Основная доля в общем объеме расходов в разрезе подразделов в 2021 году приходится на образование (68,0%).

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в разрезе разделов и подразделов   классификации расходов бюджетов, по целевым статьям (муниципальным программам Тальменского района и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов районного бюджета соответствуют объемам средств, представленных в ведомственной структуре расходов районного бюджета.

Из 4 главных распорядителей бюджетных средств основная доля 69,4% расходов районного бюджета в 2021 году приходится на Отдел образования Администрации Тальменского района, 7,4% на Отдел культуры, 8,4% на Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике, 14,8% на Администрацию района.

В соответствии с нормами части 5 статьи 179.4 БК РФ и части 3 статьи 9 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе в проекте районного бюджета предусмотрен объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Тальменскогорайона на 2021 год в сумме 13 598,7 тыс. рублей (часть 4 статьи 4 проекта решения о бюджете на 2021 год), что к уровню 2020 года составит 34,6%.

Структура формирования муниципального дорожного фонда на 2021 год: 0 тыс. рублей прогнозируются остатки на счетах на начало финансового года, 8712,7 тыс. рублей от акцизов на нефтепродукты, 4886,0 тыс. рублей за счет субсидии из краевого бюджета.

Проектом решения в части публичных нормативных обязательств и иных мер социальной поддержки граждан Тальменского района бюджет сформирован исходя из принципов адресности.

4.4. Межбюджетные трансферты

Согласно проекту решения в рамках межбюджетных трансфертов из районного бюджета в бюджеты городского и сельских поселений предусмотрено направить в виде дотаций в 2021 году – 26 880,9 тыс. рублей; субвенций –2 284,4 тыс. рублей и иных межбюджетных трансфертов – 41 493,9 тыс. рублей.

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов поселений предусмотрены проектом решения обюджете на 2021 год в объеме 5 243,3 тыс. рублей (за счет субвенций из краевого бюджета – 3 155,5 тыс. рублей, за счет собственных доходов районного бюджета – 2 087,8 тыс. рублей), распределение которой позволит сформировать местные бюджеты на более качественном уровне и решить актуальные проблемы по вопросам местного значения.

Согласно закону Алтайского края 92-ЗС «О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района» (с изменениями на 5 октября 2020 года) установлена методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района. Законом установлено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений в целях их выравниваниянеобходимо учитывать в доходном потенциале помимо налоговых доходов отдельные неналоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных образований (плата за негативное воздействие на окружающую среду; плата за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков; плата за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям). Законом Алтайского края от 05.10.2020 № 66-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере бюджетных правоотношений» предусмотрено установление для применения указанных положений переходного периода до 1 января 2023 года (учет отдельных видов неналоговых доходов при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поэтапно: в 2021 году в размере 25% от общего объема неналоговых доходов, которые могут быть учтены согласно новым положениям Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, при расчете критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений района на 2021 год (критерии установлены пунктом 2 статьи 6 проекта решения «О бюджете Тальменского района на 2021 год» в размере 624,37 руб. – для сельских поселений и 1773,51 руб. – для городского поселения; расчет представлен Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике дополнительно)не учтен индекс бюджетных расходов городского (сельского) поселения, который рассчитывается исходя из репрезентативной системы расходных обязательств городского, сельских поселений. Перечень вопросов местного значения поселений, определяющих структуру репрезентативной системы расходных обязательств, а также перечень показателей, характеризующих потребителей муниципальных услуг, и применяемые к ним корректирующие коэффициенты, приведены в таблице 1 к утвержденной методике расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района (приложение к закону Алтайского края от 03.11.2005 № 92-ЗС).

Необходимо произвести перерасчет уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений по утвержденной методике с учетом внесенных изменений на 05 октября 2020 год и, соответственно, размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств районного бюджета на 2021 год.

Дотация на сбалансированность бюджетов поселений в рамках муниципальной программы «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Тальменского района на 2017-2021 годы» прогнозируется в сумме 21 637,6 тыс. рублей. Указанный размер дотации на сбалансированность также подлежит корректировке в связи с изменением размеров дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств районного бюджета на 2021 год.

Данные о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных поселениям района, распределены по разделам следующим образом:

По разделу 02 «Национальная экономика» распределена субвенция бюджетам поселений на осуществление отдельных государственных полномочий на 2021 год в сумме 2 284,4 тыс. рублей.

Межбюджетные трансферты бюджету муниципального района из бюджетов поселений и межбюджетные трансферты бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениямина 2021 год распределены следующим образом:

Межбюджетные трансферты бюджету муниципального района из бюджетов поселений на осуществление полномочий контрольно-счетных органов поселений по внешнему муниципальному финансовому контролю в соответствии с заключенными соглашениями на 2021 год в сумме 9,2 тыс. руб. по разделу 01 «Общегосударственные вопросы»;

Межбюджетные трансферты бюджетам поселений на выполнение переданных полномочий на утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений в соответствии с заключенными соглашениями на 2021 год в сумме 1950,0 тыс. рублей по разделу 04 «Национальная экономика»;

Межбюджетные трансферты бюджетам сельских поселений на выполнение переданных полномочий на дорожную деятельность в соответствии с заключенными соглашениями на 2021 год в сумме 6 106,5 тыс. рублей по разделу 04 «Национальная экономика»;

Межбюджетные трансферты бюджетам поселений на выполнение переданных полномочийна содержание мест захоронений в соответствии с заключенными соглашениями на 2021 год в проекте бюджета не предусмотрены, тогда как в повестку очередной сессии Тальменского РСНД включен вопрос о передаче осуществления части полномочий по содержанию мест захоронений на территории сельских поселений Администрациям сельсоветов с суммой межбюджетных трансфертов в размере 18,6 тыс. рублей по разделу 05 «Жилищно-коммунальные услуги»;

Межбюджетные трансферты бюджетам поселений на выполнение переданных полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Тальменского района в соответствии с заключенными соглашениями на 2021 годучтены в сумме 130,0 тыс. рублей по разделу 08 «Культура и кинематографии», тогда как в сведениях к решению Тальменского РСНД от 25.09.2020 № 292 указана сумма по соглашениям – 66 тыс. руб.;

Межбюджетные трансферты бюджетам поселений на выполнение переданных полномочийпо библиотечному обслуживаниюв соответствии с заключенными соглашениями на 2021 год учтены в сумме 702,8 тыс. рублей за счет средств районного бюджета и 237,8 тыс. руб. – за счет средств субсидии краевого бюджета на обеспечение расчетов муниципальными учреждениями за потребленные ТЭР по разделу 08 «Культура и кинематографии», тогда как в сведениях к решению Тальменского РСНД от 25.09.2020 № 292 указана сумма по соглашениям – 900,4 тыс. руб.;

Согласно Таблице 9 Приложения 9 к проекту решения о бюджете на 2021 год установлено распределение МБТ бюджетам поселений на выполнение переданных полномочий на обустройство пешеходных переходов на 2021 год, в том числе городскому поселению (по 131-ФЗ это полномочие городского поселения, а не принимаемое с бюджете района) в сумме 11 558,8 тыс. руб. Данные МБТ переданы по подразделу 04 12 «Другие вопросы в области национальной экономики» за счет средств бюджета района.

Так, согласно решению Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 25.09.2015 № 318 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда (далее- МДФ) муниципального образования Тальменский район Алтайского края в новой редакции» подпункты1 и 6 части 3.2 вышеуказанного Порядка гласят, использование бюджетных ассигнований МДФ на: содержание, капитальный ремонт и ремонт а/м дорог, дорожных сооружений на них; обустройство автомобильных дорог общего пользования местного значения в целях повышения безопасности дорожного движения. В свою очередь, к элементам обустройства автодорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Таким образом, утвержденный муниципальный правовой акт регламентирует, что средства МДФ направляются, в том числе, и на обустройство дорог - обустройство пешеходных переходов, следовательно, МБТ, передаваемые поселениям по соглашениям, следует отражать в расходной части районного бюджета по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».

При планировании расходов районного бюджета на обустройство пешеходных переходов в 2021 году не учтены положения утвержденного Порядка формирования, распределения и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда (далее – Порядок). А также, представительными органами района на сегодняшний день не рассматривался вопрос утверждения соглашения о передаче полномочий сельским поселениям на 2021 год на обустройство пешеходных переходов в сумме 9 757,15 тыс. руб. и городскому поселению в сумме 1 801,65 тыс. руб.

Межбюджетные трансферты Администрации Среднесибирского сельсоветана выполнение переданных полномочий по организации водоснабжения населения по соглашению на 2021 год в сумме 110,0 тыс. рублей (утверждены решением Тальменского РСНД от 30.10.2020 № 306) по разделу 05 «Жилищно-коммунальные услуги»не включены в расходные обязательства района.

Кроме того, предусмотрена передача иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений без передачи полномочий:

- иные межбюджетные трансферты бюджету городского поселения на дорожную деятельностьв сумме 2 606,2 тыс. рублей за счет средств районного бюджета и 4886,0 тыс. руб. – за счет средств субсидии краевого бюджета на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по разделу 04 «Национальная экономика»;

- иные межбюджетные трансферты бюджету городского поселения на капитальный ремонт водозабора за счет средств субсидии краевого бюджета в рамках КАИП «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края» на 2021 годв сумме8 400,7 тыс. руб. по разделу 04 «Национальная экономика»;

- иные межбюджетные трансферты бюджетам сельских на обеспечение расчетов муниципальными учреждениями за потребленные ТЭР за счет средств субсидии краевого бюджета в сумме 4915,1 тыс. рублей по разделу 05 «Жилищно-коммунальные услуги».

Формирование межбюджетных отношений определялось в соответствии с БК РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 10 решения Тальменского районного Совета народных депутатов от 25.09.2020 № 45 «Об утвержденииПоложения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе», в соответствии с Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 92-ЗС «О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района» (в ред. от 05.10.2020 № 66-ЗС) в основу которого заложено формирование финансовой помощи бюджетам поселений, принцип выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

В материалах к проекту решения представлен проект решения «Об утверждении методикирасчета межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Тальменский район бюджетам муниципальных образований Тальменского района на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района при их передаче по соглашениям на 2021 год». К данному проекту Методики есть замечания, в части 3 (по обустройству пешеходных переходов) указаныстоимости комплекса работ по осуществлению полномочия, нет расшифровки самой методики.

4.5. Муниципальные программы Тальменского района

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ в проекте районного бюджета на 2021 год учтены расходы на муниципальные программы. Сами паспорта муниципальных программ, утвержденных постановлениями Администрации Тальменского района на 2021 год с проектом решения о бюджете не представлены.

Расходы на реализацию муниципальных программ прогнозируются, согласно приложению 8 к проекту решения о бюджете «Распределение бюджетных ассигнований бюджета Тальменского района на 2021 год по целевым статьям (муниципальным программам Тальменского района и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов» в сумме 811 267,0 тыс. рублей, что выше к первоначальному уровню 2020 года на 2,1%.

Программная часть расходов районного бюджета на 2021 год составляет 83% от общих прогнозируемых расходов.

В общем объеме средств программных расходов бюджета на 2021 год наибольший удельный вес приходится на реализацию четырех муниципальных программ:

1. «Развитие образования в Тальменском районе» - 594 543,9 тыс. рублей или 73,3 %;

2. «Муниципальная адресная инвестиционная программа Тальменского района Алтайского края»- 120 534,9 тыс. руб. или 14,8%;

3. «Развитие культуры Тальменского района» - 63 096,1 или 7,8 %;

4. «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Тальменского района» - 26 880,9 тыс. рублей или 3,3 %.

Проектом бюджета в 2021 году планируется реализация 12 муниципальных программ. При этом проектом бюджета не предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию как отдельных программ, утвержденных в муниципальном образовании, так и отдельных подпрограмм, которые, согласно проектам паспортов, включены в структуру муниципальных программ.

Так, бюджетные ассигнования в 2021 году не предусмотрены проектом решения о бюджете по следующим утвержденным муниципальным программам Тальменского района:

Ø МП «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Тальменского района на 2021-2025 годы», утвержденная постановлением Администрации Тальменского района от 28.07.2020 № 573 – из средств районного бюджета на 2021 год мероприятиями программы предусмотрено 187,0 тыс. руб.;

Ø Долгосрочная программа «Развитие дорожного хозяйства Тальменского района Алтайского края на 2020-2025гг», утвержденная постановлением Администрации Тальменского района от 29.07.2020 № 576 – из средств районного бюджета на 2021 год мероприятиями программы предусмотрено 12 200,0 тыс. руб. (ремонт УДС р.п. Тальменка 11 700,0 тыс. руб., строительство пешеходного подвесного моста через озеро Хомутинка 500,0 тыс. руб.);

  • МП «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Тальменском районе на 2017-2021 годы», утвержденная постановлением Администрации Тальменского района от 09.02.2017 № 315 – из средств районного бюджета на 2021 год мероприятиями предусмотрено 449,0 тыс. руб.;
  • МП «Развитие информационно-коммуникационных технологий органов местного самоуправления Тальменского района на 2018-2022 годы», утвержденная постановлением Администрации Тальменского района от 08.02.2018 № 175 – из средств районного бюджета на 2021 год мероприятиями предусмотрено 188 011,6 тыс. руб. (приобретение программного обеспечения общего назначения: операционных систем, офисных пакетов, антивирусного программного обеспечения 114 632,0 тыс. руб., обновление (замена) устаревших автоматизированных персональных рабочих мест 73 379,6 тыс. руб.);
  • МП «Улучшение условий охраны труда в Тальменском районе на 2019 -2023 годы», утвержденная постановлением Администрации Тальменского района от 29.10.2018 № 1006 – из средств районного бюджета на 2021 год мероприятиями предусмотрено 282,5 тыс. руб. (специальная оценка условий труд 132,0 тыс. руб., публикации в газете «Тальменская жизнь» 2,5 тыс. руб., канцелярский товары для поощрения победителей конкурсов, викторин 27,0 тыс. руб.,организация проведения периодических медицинских осмотров работников Администрации района 121,0 тыс. руб.);
  • МП «Развитие муниципальной службы в Тальменском районе на 2018-2023 годы», утвержденная постановлением Администрации Тальменского района от 26.02.2018 № 237 – из средств районного бюджета на 2021 год мероприятиями предусмотрено 10,0 тыс. руб.

Кроме того, в проекте решения о бюджете на 2021 год распределены средства районного бюджета на муниципальные программы, которые закончили свое действие в 2020 году. Так, на МП «Развитие культуры Тальменского района» (утверждена постановлением Администрации от 08.12.2015 № 1479) в проекте решения учтено программных расходов на сумму 63 096,1 тыс. руб., тогда как срок реализации программы до 2020 года. Аналогично МП «Повышение безопасности дорожного движения на территории Тальменского района на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Администрации от 18.02.2013 № 350) в проекте решения учтено программных расходов на сумму 5,0 тыс. руб., срок реализации программы до 2020 года.

Учитывая отсутствие бюджетных ассигнований на реализацию отдельных подпрограмм муниципальных программ, существуют риски не достижения ожидаемых результатов их реализации.

Проектом решения о бюджете предусматривается:

Ø увеличение бюджетных ассигнований на 2021 год по сравнению с показателями решения от 20.12.2019 № 100 на 2020год по 5 муниципальным программам;

Ø уменьшение бюджетных ассигнований на 2021 год по сравнению с показателями решения от 20.12.2019 № 100 на 2020 год по 4 муниципальным программам;

Ø финансовое обеспечение на 2021 год не изменяется по 3 муниципальным программам: «Профилактика преступлений и иных правонарушений», «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма», «О реализации государственной молодежной политики в Тальменском районе».

Основными факторами, повлиявшими на изменение расходов на реализацию муниципальных программ в 2021 году, являются:

1. актуализация (в том числе уточнение) расчета плановой потребности;

2. актуализация сметного расчета;

3. изменение штатного расписания учреждений;

4. планирование инвестиционных мероприятий.

Так, с проектом решения о бюджете не представлена муниципальная адресная инвестиционная программа Тальменского района, отсутствует утвержденныйперечень инвестиционных объектов муниципального образования Тальменский район на 2021 год.

Проект решения о бюджете, материалы и документы, представленные одновременно с ним, не позволяют произвести комплексную оценку обоснованности и целесообразности планируемых затрат мероприятий муниципальных программ. Представленные документы позволяют оценить общую направленность планируемых расходов на выполнение мероприятий, при этом отсутствуют расчеты планируемых затрат, информация о количестве объектов, в отношении которых предусматривается выполнение работ.

4.6. Непрограммные направления деятельности

В соответствии с проектом решения бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельностипредусмотрены по на 2021 год в общем объеме 165 935,5 тыс. рублей, что на 22,9 %, меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2020 год.

Наибольший объем непрограммных расходов проектом решения на 2021 год предусматривается на «Центральный аппарат» (51365,7 тыс. рублей или 31 %) и на «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений» (ЦБ)(27 667,9 тыс. рублей или 16,7 %), на иные вопросы в отраслях социальной сферы предусмотрено 44 571,5 тыс. руб. или 26,9% непрограммных расходов на 2021 год, на иные вопросы в области национальной экономики -27 266,5 тыс. руб. или 16,4%.

4.7. Публичные нормативные обязательства

В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса решением о бюджете устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (ПНО). Частью 2 статьи 4 проекта решения о бюджете расходы на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются в 2021 году в сумме 44 381,5 тыс. руб., в том числе за счет средств субвенции краевого бюджета 42 571,0 тыс. руб.Данную сумму необходимо уточнить, так как сумма субвенции краевого бюджета не 100 процентов направляется на исполнение ПНО.Состав ПНО в проекте бюджета на 2021 год не изменяется и включает 2 публичных нормативных обязательств по разделу «Социальная политика». Наибольший объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в 2021 году предусматривается по подразделу «Охрана семьи и детства»: в 2021 году – 42 571,0 тыс. рублей или 95,9 % общих расходов на исполнение ПНО.

4.8. Резервный фонд

Резервный фонд на 2021 год сформирован исполнительным органом местного самоуправления –Администрацией Тальменского района за счет собственных средств бюджета.

Плановые бюджетные назначения резервного фонда, сформированного на 2021 год, предусмотрены в размере 1 500,0 тыс. руб.

Размер резервного фонда - в пределах ограничений, установленных статьей 81 БК РФ (3,0% от общего объема расходов), и составит 0,15% от общего объема расходов районного бюджета.

Средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение расходов, относящихся к вопросам местного значения муниципального района, носящих непредвиденный характер и не предусмотренных в бюджете района согласно утвержденному Постановлением Администрации Тальменского района от 19.07.2012 № 994 Положению о резервном фонде Администрации Тальменского района (в ред. от 28.08.2018 №848), в том числе и на проведение аварийно-восстановительных работ, иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

4.9. Дорожный фонд

Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда (далее - МДФ) района, согласно части 4 статьи 4 проекта решения о бюджете района на 2021 год предусмотрен в размере 13 598,7 тыс. рублей.

Тогда как,решением Тальменского РСНД от 30.10.2020 № 116 утвержден объем МДФ на 2021 год в сумме 8712,7 тыс. руб. и утверждено распределение средств МДФ в данной сумме между поселениями района. В решении от 30.10.2020 № 116 не учтены средства субсидии краевого бюджета на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт а/м дорог общего пользования местного значения на 2021 год.

Кроме того, Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований МДФ (утвержден решением от 25.09.2015 № 318) согласно части 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса установлен объем бюджетных ассигнований МДФ на очередной финансовый годв размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образованияот акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет (подпункт 1 пункта 2.1 Порядкаформирования, распределения и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда)и иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда (подпункты 2-9 пункта 2.1 Порядка). Фактически же, средства МДФ запланированы только от двух источников: подпункт 1 пункта 2.1 Порядка (акцизы) и подпункт 8 пункта 2.1 Порядка (МБТ, получаемые из других бюджетов бюджетной системы).

Планируемые расходы на дорожную деятельность (содержание дорог и обустройство пешеходных переходов в связи с введением новых национальных стандартов) превышают утвержденный объем бюджетных ассигнований МДФ на 2021 год на сумму обустройства пешеходных переходов в размере 11 558,8 тыс. руб.

Объем доходов МДФ на 2021 год в проекте решения предусмотрен за счет безвозмездных поступлений в размере 4 886,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета.

Более наглядно, сравнительный анализ показателей доходов муниципального дорожного фонда за период 2019 – 2021 годов, представлен в таблице:

Безвозмездные поступления из краевого бюджета, тыс. руб.

Налоги на товары (работы), реализуемые на территории РФ, тыс. руб.

Остаток неиспользованного МДФ прошлых лет, тыс. руб.

Из средств бюджета района (решение от 30.10.2020 № 111)

Всего доходы МДФ, тыс. руб.

2019 (отчет)

4 802,0

5 909,2

0

10 711,2

2020 (первоначальный)

4 841,0

11 600,0

22 815,00

39 256,0

2020 оценка

7 874,0

8712,7

14 506,8

5259,8

36 353,4

2021 (проект)

4 886,0

8 712,7

0

0

13 598,7

         Таким образом, объем бюджетных ассигнований МДФ в проекте бюджета на 2021 год уменьшается по сравнению с 2020 годом (36 353,4 тыс. рублей) на 22 754,7 тыс. рублей или на 62,6 %.

4.10. Дефицит районного бюджета и источники его финансирования

Дефицит районного бюджета на 2021 год проектом решения планируется в размере 30 311,0 тыс. руб. Отношение планового размера дефицита к годовому объему доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений составит в 2021 году – 9,98 %, что не превышает ограничение, установленное статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

Необходимость привлечения кредитных ресурсов на обеспечение выполнения полномочий по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, отсутствует.

Источники финансирования дефицита районного бюджета, согласно приложению №1 к проекту решения о районном бюджете соответствуют требованиям статьи 96 БК РФ.

Источники финансирования дефицита районного бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета, установлены в проекте решения отдельными приложениями, что соответствует требованиям статьи 13 Положения о бюджетном процессе.

Функция главного администратора источников финансирования дефицита районного бюджета, возлагается на Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района.

4.11. Верхний предел муниципального внутреннего долга Тальменского района на 2021 год. Муниципальные заимствования муниципального образования Тальменский район на 2021 год

Пунктом 3 части 1 статьи 1проекта решения «О бюджете Тальменского района на 2021 год» определен верхний предел муниципального долга Тальменского района на 1 января 2022 года в сумме 147 481,2 тыс. рублей (2020 год –86 988,0 тыс. рублей), в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям 84 726,3 тыс. руб.

В соответствии с требованиями пункта 3, 5 статьи 107 БК РФ верхний предел внутреннего муниципального долга не превышает утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Основные направления долговой политики муниципального образования на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утверждены Постановлением Администрации Тальменского района от 30 октября 2020 года № 856 и представлены в составе материалов к проекту решения.

Долговая политика муниципального образования Тальменский район на предстоящий бюджетный цикл определяет достижение целей, направленных на сбалансированность бюджета; поддержку объема муниципального долга района на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации; исполнение долговых обязательств в полном объеме; повышение эффективности управления долговыми обязательствами и обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств.

Необходимо отметить, что проектом решения о бюджете не планируется предоставление муниципальных гарантий в 2021 году.

По части 3 статьи 13 Положения о бюджетном процессе, в рамках проекта решения, представлена программа муниципальных заимствований муниципального образования Тальменский район на 2021 год (Приложение 10 к проекту решения о бюджете на 2021 год).

В представленной программе муниципальных внутренних заимствований муниципального образования Тальменский район, согласно статье 110.1 БК РФ, объемы привлечения средств в местный бюджет устанавливаются в размере 0,0 тыс. руб.

Программа муниципальных гарантий в валюте РФ, предоставляемых в очередном финансовом году, согласно 110.2 БК РФ представлена приложением 11 к проекту решения о бюджете.  

  1. 5.Заключительные положения

Проект решения о бюджете внесен на рассмотрение в Тальменский районный Совет народных депутатов Алтайского края в соответствии с установленным Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе сроком.

Проект решения соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ и иным нормативно правовым актам Российской Федерации, Алтайского края и Тальменского района, направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением стабильности, устойчивости и сбалансированности районного бюджета.

При составлении проекта бюджета на 2021 год перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный статьей 28 БК РФ соблюден.

Документы и материалы к проекту бюджета, требуемые в соответствии со статьями 184.1 и 184.2 БК РФ представлены не в полном объеме, отсутствуют: проект программы приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год; проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; бюджетный прогноз (проект бюджетного прогноза) Тальменского района на долгосрочный период; реестр источников доходов районного бюджета.

Проект решения сформирован на один очередной финансовый год с учетом межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, согласно проекту закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Показатели основных характеристик (доходной и расходной частей, дефицита) проекта бюджета на 2021 год не соответствуют значениям, указанным в Прогнозе социально-экономического развития Тальменского района на первый год.

При формировании проекта бюджета соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом по размеру дефицита бюджета, объему муниципального долга, предельному объему заимствований, размеру резервного фонда, но необходимо внести уточнение в статью 1 проекта решения – указать, верхний предел муниципального внутреннего долга.

     Формирование расходов районного бюджета на 2021 год осуществлено исходя из планируемого минимального размера оплаты труда с 01.01.2020 12392 руб., а не 12792 руб.

Расходы, отраженные в проекте бюджета, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований статьи 21 БК РФ, но имеется ряд замечаний.

Необходимо произвести перерасчет уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений по утвержденной методике с учетом внесенных изменений на 05 октября 2020 год и, соответственно, размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств районного бюджета на 2021 год.

При планировании расходов районного бюджета на обустройство пешеходных переходов в 2021 году не учтены положения утвержденного Порядка формирования, распределения и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда.

Не учтены в расходной части бюджета межбюджетные трансферты бюджетам поселений на выполнение переданных полномочий на содержание мест захоронений в сумме 18.,6 тыс. руб., по организации водоснабжения населения – 110,0 тыс. руб.

Проект решения Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края «О бюджете Тальменского района на 2021год» не опубликован на официальном сайте Администрации Тальменского района. Отсутствует постановление Администрации района "О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта муниципального правового акта "Об утверждении бюджета Тальменского района на 2021 год», которые будут проведены 13 ноября 2020года (дата публичных слушаний опубликована в газете «Тальменская жизнь» от 24.10.2020 № 43).

По итогам проведенной экспертизы Контрольно-счетная палата Тальменского района считает возможным принять к рассмотрению Тальменскому районному Совету народных депутатов Алтайского края проект решения «О бюджете Тальменского района на 2021 год» с учетом устранения замечаний и предложений, содержащихся в настоящем экспертном заключении.

Председатель                                                                               Н.С. Николаенко

Joomla templates by a4joomla