КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

СВМФК 092

 

«ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК»

 

(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края от 09.10.2020 № 24)

 

р.п. Тальменка

2020 год


Содержание

  1. Общие положения……………………………………………………..………3
  2. Содержание аудита в сфере закупок…………………………………...……4
  3. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок……...…5
  4. Этапы проведения аудита в сфере закупок…………………………….……8
  5. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок………………………………………………………………………..15

Приложения:

Приложение № 1. Типовая программа проведения аудита в сфере закупок…16

Приложение № 2. Типовой перечень нарушений (недостатков) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд……………….17

Приложение № 3.Примерная структура представления данных о результатах аудита в сфере закупок для подготовки обобщенной информации…………...33


1. Общие положения

1.1. Целью Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 092 «Проведение аудита в сфере закупок» (далее - Стандарт) является установление рекомендуемых для выполнения методов (способов), процедур, применяемых в процессе осуществления Контрольно-счетной палатой Тальменского района аудита в сфере закупок, в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту формирования и контролю исполнения бюджета муниципального образования, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объектов аудита (контроля).

1.2. Стандарт разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения о контрольно-счетной палате Тальменского района, утвержденного решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 20.12.2019 № 240, Регламентом Контрольно-счетной палаты Тальменского района, с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденных Коллегией Государственной счетной палаты (протокол от 25 сентября 2013 года № 7), Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля),утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20.01.2017 № 1К (1146)) и отдельных положений стандартов Счетной палаты Российской Федерации, Счетной палаты Алтайского края.

1.3. Стандарт устанавливает нормы, общие правила и требования, которые должны выполняться сотрудниками Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края при организации и проведении аудита в сфере закупок.

1.4. Задачами Стандарта являются определение:

- задач, предмета и объектов аудита в сфере закупок;

- основных источников информации для проведения аудита в сфере закупок;

- этапов проведения аудита в сфере закупок и их содержания;

- порядка подготовки и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе.

1.5. Основные понятия, используемые в настоящем Стандарте, соответствуют понятиям, установленным ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №  44-ФЗ).

2. Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Аудит в сфере закупок это вид внешнего муниципального аудита (контроля), осуществляемого Контрольно-счетной палатой Тальменского района в соответствии с полномочиями, установленными статьей 98 Закона № 44-ФЗ, в процессе осуществления которого проводится анализ и дается оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

Аудит в сфере закупок проводится Контрольно-счетной палатой Тальменского района, как в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия, так и в виде составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия, путем проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализа и оценки процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – расходы на закупки).

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения муниципальных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, результативности и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.2. Задачи аудита в сфере закупок:

- проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – расходы на закупки);

- выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок, в том числе: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап определения поставщика, этап заключения и исполнения контракта.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс расходования средств бюджета муниципального образования, направляемых на закупки (далее – бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

2.4. В процессе проведения аудита в сфере закупок проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс планирования закупок;

законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки, эффективность и результаты использования бюджетных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.5. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются заказчики, на которых распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты Тальменского района.

В рамках мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.6. Аудит в сфере закупок может быть осуществлен путем проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, а также отдельным вопросом мероприятия.

3. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок

При проведении аудита в сфере закупок рекомендуется использовать следующие источники информации:

1) законодательство о контрактной системе, включая Закон № 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок;

2) нормативные документы, содержащие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;

3) внутренние документы заказчика:

документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (документы по назначению контрактного управляющего при отсутствии контрактной службы);

документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;

утвержденный план-график закупок;

документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;

иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;

4) единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению согласно ст. 4 Закона № 44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru), а именно:

планы-графики;

информация о реализации планов-графиков;

информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;

реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;

реестр банковских гарантий;

каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;

правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;

отчеты заказчиков, предусмотренные Законом №  44-ФЗ;

извещения об осуществлении закупок, документации о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним;

информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей;

результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

5) электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

6) официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках;

7) печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках;

8) данные статистического наблюдения;

9) документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка;

10) результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов;

11) информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;

12) электронные базы данных органов исполнительной власти;

13) интернет-сайты компаний-производителей товаров, работ, услуг;

14) иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе проведения мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита (контроля). При этом необходимо учитывать следующий минимальный набор документов, который должен быть у объекта аудита (контроля):

до этапа осуществления закупки:

документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;

документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;

план закупок, включая обоснования предмета закупки;

план-график закупок, включая обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупки;

требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на товары, работы, услуги) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций;

документы, подтверждающие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;

до заключения контракта (дополнительно к предыдущим документам):

извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним;

решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

протоколы, составленные в ходе осуществления закупок, в том числе решения об отстранении участников закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказы от заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам;

заявки участников закупки;

документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки;

информация о результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд. рублей;

согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок;

согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок;

отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

документы, подтверждающие поступление обеспечений исполнения контрактов;

по исполненным контрактам (дополнительно к предыдущим документам):

заключенные контракты (договоры) и изменения к ним;

расторгнутые контракты (договоры);

уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок;

отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге;

документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), удержание с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечения исполнения контракта;

документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и их использование;

документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов.

4. Этапы проведения аудита в сфере закупок

Аудит в сфере закупок включает в себя три этапа:

-подготовительный этап (подготовка к проведению аудита в сфере закупок);

-основной этап (проведение аудита в сфере закупок);

-заключительный этап (оформление результатов аудита в сфере закупок);

-реализация результатов аудита в сфере закупок.

Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей объектов аудита в сфере закупок, количества планируемых объектами аудита в сфере закупок к заключению, заключенным и исполненным контрактам в проверяемом периоде, а также вида проведения аудита в сфере закупок – в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия либо составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.

В ходе подготовки, проведения, оформления результатов аудита в сфере закупок, осуществляемого в форме контрольного мероприятия, необходимо руководствоваться Стандартом внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 002 «Общие правила проведения контрольных мероприятий», Стандартом внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 031 «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Тальменского района», в форме экспертно-аналитического мероприятия – Стандартом внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 011 «Проведение Контрольно-счетной палатой Тальменского района экспертно-аналитических мероприятий и оформление их результатов».

4.1. Подготовительный этап аудита в сфере закупок

На подготовительном этапе аудита в сфере закупок осуществляется предварительное изучение предмета и объектов аудита (контроля), анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа мероприятия.

При осуществлении анализа специфики предмета и объекта аудита рекомендуется выявить и проанализировать существующие риски неэффективного использования бюджетных средств.

Сбор данных и информации на подготовительном этапе рекомендуется осуществлять путем анализа и оценки информации о закупках объектов аудита (контроля) в открытых информационных системах, а также изучения документов и материалов, имеющих отношение к предмету аудита в сфере закупок, из других открытых источников (в том числе единая информационная система в сфере закупок, официальный сайт zakupki.gov.ru, электронные торговые площадки, официальные сайты контрольных органов в сфере закупок, официальные сайты объектов аудита (контроля), данные государственной статистики.

Формирование программы мероприятия осуществляется в соответствии с типовым стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Поведение Контрольно-счетной палатой Тальменского района экспертно-аналитических мероприятий и оформление их результатов», стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольных мероприятий». Типовая программа проведения аудита в сфере закупок в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия представлена в Приложении № 1.

4.2. Основной этап аудита в сфере закупок

На основном этапе аудита в сфере закупок проводятся проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы мероприятия.

В ходе проведения мероприятия подлежат рассмотрению следующие основные вопросы:

- наличие, порядок формирования и организация деятельности контрактной службы (назначения контрактного управляющего);

- наличие, порядок формирования, организация работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

- порядок выбора и функционал специализированной организации;

- порядок организации централизованных закупок и совместных конкурсов и аукционов;

- наличие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков;

- организация и порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков;

- проведение обязательного общественного обсуждения закупок в случаях предусмотренных действующим законодательством;

- порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика, а также порядок его размещения в открытом доступе;

- обоснование закупки;

- обоснованность и законность выбора конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;

- проверка документации (извещения) о закупке на предмет соответствия требованиям действующего законодательства;

- проверка наличия в контракте обязательных условий;

- установление преимуществ отдельным участникам закупок: субъекты малого предпринимательства; социально ориентированные некоммерческие организации; учреждения и предприятия уголовно- исполнительной системы; организации инвалидов;

- наличие и соответствие законодательству обеспечения заявок;

- наличие и соответствие законодательству обеспечения исполнения контракта;

- проверка соблюдения требований законодательства при оценки заявок;

- проверка протоколов, составленных в ходе определения поставщика, включая их наличие, требования к содержанию и размещению;

- применение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона;

- соблюдение сроков и порядка заключения контрактов;

- оценка законности внесения изменений в контракт, его расторжение (при их наличии);

- проверка наличия экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге;

- оценка своевременности действий заказчика по реализации условий контракта, включая своевременность расчетов по контракту;

- оценка соответствия поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах;

- оценка целевого характера использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг;

- применение обеспечительных мер и мер ответственности по контракту.

В рамках проверки также анализируется информация о закупках заказчика за проверяемый и (или) отчетный период в разрезе закупок с учетом количественных и стоимостных показателей, а также с указанием поданных и отклоненных заявок участников.

Необходимо структурировать данную информацию по способам осуществления закупки – в разрезе конкурентных способов и с указанием закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должна анализироваться в разрезе закупок до 600 тыс. рублей и свыше 600 тыс. рублей.

Обобщение данной информации возможно в табличной форме.

Типовой перечень нарушений (недостатков) в сфере закупок представлен в Приложении № 2.

4.2.1. Проверка, анализ и оценка целесообразности и обоснованности расходов на закупки

На данном этапе осуществляется проверка обоснования закупки заказчиком на этапе планирования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана-графика закупок, анализ и оценка соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Под целесообразностью расходов на закупки понимается наличие обоснованных муниципальных нужд, необходимых для достижения целей и реализации мероприятий муниципальных программ, выполнения установленных функций и полномочий органов местного самоуправления.

Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования, в том числе с использованием правил нормирования как запланированных закупок, их объемов (количества), так и требований к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг, их необходимости.

В рамках мероприятия также целесообразно оценить качество планирования закупок заказчиком, в том числе путем анализа количества и объема вносимых изменений в первоначально утвержденные план и план-график закупок, а также ритмичность (равномерное распределение закупок) закупок в течение года.

4.2.2. Проверка, анализ и оценка своевременности расходов на закупки

На данном этапе осуществляется проверка своевременности расходов на закупки заказчиком с учетом этапов планирования закупок товаров, работ, услуг, осуществления закупок, заключения и исполнения контрактов, анализ и оценка обоснованности сроков закупки, достаточных для исполнения условий контракта с минимальными расходами бюджетных средств и обеспечивающих своевременное достижение целей.

Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации контракта и достижения целей осуществления закупок в надлежащее время и с минимальными издержками.

В рамках мероприятия целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приемки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику, подрядчику, исполнителю устранить недостатки.

4.2.3. Проверка, анализ и оценка эффективности расходов на закупки

На данном этапе осуществляется проверка и анализ эффективности расходов на закупки в процессе планирования закупок товаров (работ, услуг), определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключения и исполнения контрактов.

Под эффективностью расходов на закупки понимается эффективное применение имеющихся ресурсов, а также обеспечение с учетом соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок лучших условий исполнения контракта (по сравнению с другими участниками закупок) на основе критериев, указанных в документации о закупке, при одновременном достижении запланированных целей осуществления закупок.

При оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять следующие показатели (как в целом по объекту аудита (контроля) за отчетный период, так и по конкретной закупке):

потенциальная экономия бюджетных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов – это разница между начальными (максимальными) ценами контрактов в плане-графике закупок и средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на однородные товары, работы, услуги, либо среднерыночными ценами контракта на однородные товары, работы, услуги (с учетом сопоставимых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, включая объем закупки, гарантийные обязательства, срок годности и т. п.);

экономия бюджетных средств в процессе определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) – это снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных контрактов;

дополнительная экономия бюджетных средств, полученная по результатам осуществления закупок, определяется (рассчитывается) в качестве дополнительной выгоды, в том числе за счет закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (дополнительные сервисные услуги, более высокие качественные характеристики и функциональные показатели продукции, более низкие последующие эксплуатационные расходы, более длительный срок гарантийного обслуживания и др.);

экономия бюджетных средств при исполнении контрактов – это снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

В рамках оценки эффективности расходов на закупки рекомендуется рассчитать общую экономию бюджетных средств на всех этапах закупки, начиная с планирования и заканчивая исполнением контрактов путем суммирования указанных показателей.

Расчет экономии в целом по объекту аудита (контроля), отдельным процедурам закупок может осуществляться также на основе данных формы федерального статистического наблюдения.

В рамках анализа и оценки эффективности расходов на закупки целесообразно оценивать соблюдение заказчиком принципа обеспечения конкуренции, непосредственно влияющего на эффективность осуществления закупок.

При анализе конкуренции при осуществлении закупок за отчетный период рекомендуется применять следующие показатели:

среднее количество поданных заявок на одну закупку – это отношение общего количества заявок, поданных участниками, к общему количеству процедур закупок;

среднее количество допущенных заявок на одну закупку – это отношение общего количества заявок участников, допущенных комиссией заказчика к процедурам закупок, к общему количеству процедур закупок;

доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – это отношение закупок, осуществленных в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ, к общему объему закупок (в стоимостном выражении).

После оценки данных показателей возможно их сравнение со средними по Российской Федерации и (или) региону (информация Росстата на официальном сайте zakupki.gov.ru).

При этом необходимо исключать из расчетов изначально неконкурентные закупки (наличие ограниченного числа производителей и продавцов, отсутствие на рынке поставщиков, подрядчиков, исполнителей, способных выполнить контрактные обязательства, например, по крупным централизованным закупкам).

4.2.4. Проверка, анализ и оценка результативности расходов на закупки

На данном этапе осуществляются проверка и анализ результативности расходов на закупки в рамках исполнения контрактов.

Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и целей осуществления закупок.

Оценка результативности расходов на закупки включает в себя как определение экономической результативности, так и достигнутого социально-экономического эффекта.

Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования бюджетных средств, которые выступают в виде конкретных товаров, работ, услуг.

Социально-экономический эффект использования бюджетных средств определяется на основе анализа степени удовлетворения муниципальных нужд и достижения установленных целей осуществления закупок, на которые были использованы бюджетные средства.

4.2.5. Проверка законности расходов на закупки

На данном этапе осуществляются проверка и анализ соблюдения объектом аудита (контроля) законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок на этапах планирования и осуществления закупок.

Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В рамках проводимой работы рекомендуется оценить как деятельность заказчика и уполномоченного органа (при наличии), уполномоченного учреждения (при наличии), так и деятельность формируемых им контрактной службы (контрактных управляющих) и комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, привлекаемых им специализированных организаций (при наличии), экспертов и экспертных организаций, а также работу системы ведомственного контроля в сфере закупок и систему контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При выявлении нарушений законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений (статьи 7.29, 7.30, 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствующая информация и материалы направляются в контрольные органы в сфере закупок для принятия мер реагирования (после утверждения отчета о результатах контрольного мероприятия).

При подозрении в незаконных действиях (бездействиях) со стороны участников контрактной системы в сфере закупок, имеющих признаки состава преступления, влекущих за собой уголовную ответственность соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством и соглашениями с указанными органами.

4.3. Заключительный этап аудита в сфере закупок

Результаты аудита закупок оформляются в соответствии со стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Проведение Контрольно-счетной палатой Тальменского района экспертно-аналитических мероприятий и оформление их результатов», стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольных мероприятий» в зависимости от вида проведения аудита в сфере закупок – в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия либо составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия – подготавливается информация о результатах его проведения в виде отчета (заключения) либо отдельной части отчета (заключения) (далее – информация о результатах аудита в сфере закупок).

Информация о результатах аудита в сфере закупок должна содержать данные о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, а также выводы.

В случае выявления отклонений, нарушений и недостатков необходимо подготовить соответствующие предложения (рекомендации), направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита (контроля) в сфере закупок. Указанные предложения (рекомендации) направляются в адрес объекта аудита в форме представления, предписания.

В случае, если в ходе проведения аудита в сфере закупок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений, соответствующая информация и материалы направляются в контрольные органы в сфере закупок для принятия мер реагирования.

5. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок

В соответствии со статьей 98 Закона № 44-ФЗ Контрольно-счетная палата Тальменского района обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах.

Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок (далее – обобщенная информация) ежегодно формируется и размещается в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru)

Обобщенная информация формируется с учетом Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля.

Подготовка обобщенной информации осуществляется по форме согласно Приложению № 3.


Приложение 1

к СВМФК № 092

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

Проведения аудита в сфере закупок[1]

Основание для проведения аудита: пункт _____ Плана работы Контрольно- счетной палаты Тальменского района на 20____ год.

Цели аудита: провести анализ и оценить результаты закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предмет аудита: средства бюджета муниципального образования, использованные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Объекты аудита: муниципальный заказчик, заказчик, уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), специализированная организация, поставщик (подрядчик, исполнитель), операторы электронных площадок.

Проверяемый период: 20___ год, при необходимости прочие периоды.

Вопросы аудита:

1. Анализ количества и объемов закупок объектом аудита за отчетный период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включая закупки до 600 тыс. рублей);

2. Анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта аудита, включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок;

3. Анализ системы планирования закупок объектом аудита, в том числе анализ качества исполнения плана-графика закупок;

4. Анализ процесса обоснования закупок объектом аудита, включая анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов;

5. Анализ процесса осуществления закупок объектом аудита на предмет наличия (отсутствия) факторов, ограничивающих число участников закупок и достижение экономии бюджетных средств;

6. Проверка эффективности системы управления контрактами, включая своевременность действий объекта аудита по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки;

7. Проверка законности расходов на закупки объектом аудита с указанием конкретных нарушений законодательства о контрактной системе;

8. Анализ и оценка результативности расходов на закупки (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и достижение целей осуществления закупок объектом аудита.


Приложение №2

к СВМФК 092

Типовой перечень нарушений (недостатков) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд[2]

№п/п

Вопросы аудита

Нормативно-правовое регулирование

Основные нарушения

Примечания, комментарии

1.Организациязакупок

1.1

Проверить наличие и порядок формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих)

Ст. 38, 112 Федерального закона № 44-ФЗ,

приказ Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631

Отсутствует контрактная служба либо контрактный управляющий.

Контрактная служба создана с нарушением установленного Федеральным законом № 44-ФЗ срока (с 31.03.2014).

Положение (регламент) о контрактной службе отсутствует или не соответствует Типовому положению (регламенту), Федеральному закону № 44-ФЗ, в частности:

1) не определено, каким из двух способов (создание отдельного структурного подразделения или утверждение постоянного состава, без образования структурного подразделения) создана контрактная служба;

2) контрактную службу возглавляет лицо, не являющееся заместителем руководителя заказчика;

3) функции и полномочия контрактной службы не соответствуют функционалу, предусмотренному типовым положением (регламентом)

Заказчик создает контрактную службу в случае, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей

1.2

Проверить наличие и порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок

Ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ

Отсутствует комиссия (комиссии) по осуществлению закупок, внутренний документ о составе комиссии и порядке ее работы.

Состав комиссии не соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в частности:

1) число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии составляет менее 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - менее 3 человек;

2) в составе комиссии преимущественно отсутствуют лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки;

3) членами комиссии являются лица, перечисленные в части 6 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ

1.3

Проверить порядок выбора и функционал специализированной организации

Ст. 40 Федерального закона № 44-ФЗ

Отсутствует контракт о привлечении специализированной организации для выполнения отдельных функций заказчика.

Специализированная организация выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно:

1) создание комиссии по осуществлению закупок;

2) определение начальной (максимальной) цены контракта;

3) определение предмета и существенных условий контракта;

4) утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе;

5) подписание контракта

Если специализированная организация привлекается

1.4

Проверить порядок организации централизованных закупок

Ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ

Отсутствует решение о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа (учреждения).

В решении о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа отсутствует порядок взаимодействия заказчика и уполномоченного органа (учреждения).

Уполномоченный орган (учреждение) выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно:

1) обоснование закупок;

2) определение условий контракта, в том числе определение начальной (максимальной) цены контракта;

3) подписание контракта

При наличии

1.5

Проверить порядок организации совместных конкурсов и аукционов

Ст. 25 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088

Отсутствует соглашение между заказчиками (уполномоченными органами, учреждениями).

Соглашение не содержит порядок организации совместных конкурсов и аукционов

При наличии

1.6

Проверить наличие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков

Ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ об общих правилах нормирования от 19.12.2013г. № 1186

Не утверждены требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

Утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков не размещены в единой информационной системе.

Утвержденные требования к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг приводят к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши

Для ГРБС

1.7

Оценить организацию и порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков

Ст. 100 Федерального закона № 44-ФЗ,

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года №89

Отсутствует регламент проведения ведомственного контроля.

Не осуществляются мероприятия по ведомственному контролю в отношении подведомственных заказчиков

Для ГРБС

1.8

Проверить наличие обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд. рублей (для федеральных заказчиков), в иных случаях (для заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами

Ст. 20, 112 Федерального закона № 44-ФЗ,

приказ Минэкономразвития РФ от 10.10.2013 № 578

Общественное обсуждение не проводилось.

Не соблюдены сроки проведения общественного обсуждения.

Отсутствуют протоколы общественного обсуждения (первого и второго этапа)

Проверяется в обязательном порядке

2.Планирование закупок

2.1.План-график закупок

2.1.1

Проанализировать план-график закупок, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, а также порядок его размещения в открытом доступе

Ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044-вступает в силу с 1 января 2015 года,

совместный приказ Минэкономразвития РФ и Федерального казначейства от 20.09. 2013 № 544/18н

Отсутствует план-график закупок или нарушен срок его утверждения.

План-график закупок (с учетом изменений) не размещен в единой информационной системе или размещен с нарушением установленных сроков (в течение 3 рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну).

Содержание плана-графика закупок не соответствует установленным требованиям (в частности, отсутствуют:

1) наименование и описание объекта закупки;

2) количество поставляемого товара (объема, услуги);

3) сроки поставки товара (работ, услуг);

4) начальная (максимальная) цена контракта;

5) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) обоснование закупки;

7) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);

8) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

9) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;

10) размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта).

Не соблюден порядок ведения и внесения изменений в план-график закупок, в частности:

1) внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки осуществлено позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

2) в плане-графике закупок отсутствуют осуществляемые заказчиком закупки;

3) план-график закупок не соответствует плану закупок

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В переходный период (2014 -2015 годы) планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее 1 месяца после принятия закона о бюджете

2.2.Обоснование закупки

2.2.1

Проверить наличие обоснования закупки

Ст. 18, 22, 93 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19,

приказ Минэкономразвития РФ от 2.10.2013 № 567

Отсутствует обоснование закупки

2.2.2

Обоснование закупки в плане закупок

Ст. 13, 17, 18, 19 Федерального закона № 44-ФЗ

Объект закупки, объем финансового обеспечения и срок осуществления планируемых закупок не соответствуют целям осуществления закупки, установленным в ст. 13 Федерального закона № 44-ФЗ.

Объект закупки сформирован без учета требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков

2.2.3

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком в плане-графике закупок

Ст. 18, 22 Федерального закона № 44-ФЗ

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не соблюдены требования по применению установленных методов определения начальной (максимальной) цены контракта:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – приоритетный метод;

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

При анализе начальных (максимальных) цен контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги, выявляется превышение начальной (максимальной) цены контракта по сравнению со средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги

Заказчиком выбираются «подходящие» контракты. Контракты с низкими ценами игнорируются

2.2.4

Проверить обоснованность и законность выбора конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) открытый конкурс;

2) конкурс с ограниченным участием;

3) двухэтапный конкурс;

4) аукцион в электронной форме;

5) закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

6) запрос котировок;

7) запрос предложений

Ст. 18, 21, 24, 48, 49, 56, 57, 59, 63, 72, 74 - 76, 82, 83, 84 - 92 Федерального закона № 44-ФЗ,

Ст. 18 Закона № 135-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089,

распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р,

распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р,

приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2013 № 537

Выбранный способ не соответствует Федеральному закону № 44-ФЗ, Закону № 135-ФЗ, в частности:

1) объект закупки включен в перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым заказчик обязан проводить только аукцион в электронной форме;

2) конкурс с ограниченным участием проведен в случаях, не установленных частью 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ, либо не проведен в случае, если закупка должна быть осуществлена путем проведения конкурса с ограниченным участием;

3) двухэтапный конкурс проведен в случаях, не установленных частью 2 ст. 57 Федеральным законом № 44-ФЗ;

4) осуществление закупки путем запроса котировок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей;

5) совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, превышает 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком и (или) 100 млн. рублей в год;

6) запрос предложений проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 83 Федеральным законом № 44-ФЗ;

7) осуществление закупки финансовой услуги без проведения открытого конкурса или аукциона;

8) применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, не установленных частью 2 ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ (сведения о закупках не относятся к государственной тайне, закупка услуг для обеспечения судей и т. д.);

9) отсутствует согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом

В случае, если в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ закупка должна быть осуществлена путем проведения аукциона, а фактически была проведена путем проведения конкурса, разницу между минимальным предложением из всех допущенных до участия в конкурсе заявок и ценой заключенного по результатам конкурса контракта можно рассматривать как признак неэффективного использования бюджетных средств.

Применяется в случае:

1) если поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;

2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и т.д.

При заключении контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).

За исключением случаев, предусмотренных ст. 82 Федерального закона № 44-ФЗ (запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера проводится без ограничения цены контракта).

Для ГРБС

2.2.5

Оценить наличие и достоверность источников информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком

Ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ

У заказчика отсутствуют документы, подтверждающие обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Источники информации, послужившие обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта являются недостоверными, не соответствующими требованиям предмета закупки

Отсутствуют запросы, ответы, ссылки на сайты.

Необходимо установить содержание запросов, проверить неизменность требований, включенных в дальнейшем в документацию, по сравнению с требованиями, указанными в запросе.

Необходимо проверять соответствие информации, принятой к расчету цены, и информации, содержащейся в ответах производителей (к расчету принимаются завышенные стоимости, не соответствующие ценам, указанным в ответах на запросы)

3.Документация (извещение) о закупках

3.1

Проверить документацию (извещение) о закупке на предмет включения требований к участникам закупки, влекущих ограничение конкуренции

Ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089

Документация (извещение) о закупках содержит требования к участникам закупки, не предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг применены к закупкам товаров, работ, услуг, не входящих в перечень, установленный Правительством Российской Федерации

Не допускается включение в документацию о закупках следующих требований:

к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы);

к деловой репутации участника закупки;

к наличию у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом

3.2

Проверить документацию (извещение) о закупке на предмет включения требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции

Ст. 8, 21, 31, 33 Федерального закона № 44-ФЗ,

статья 17 Закона № 135-ФЗ

Ограничение конкуренции по техническим требованиям к объекту закупки, в частности:

описание объекта закупки не соответствует установленным правилам (не указаны характеристики, указаны недостоверные характеристики);

в состав лота включены товары (работы, услуги), технологически и функционально не связанные с товарами (работами, услугами), поставки (выполнение, оказание) которых являются предметом закупки;

требования сформированы под конкретный товар (работу, услугу) или под конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (характеристики заданы не круглыми значениями; заданы с избыточной точностью).

Документация о закупке содержит ссылки на товарные знаки (без указания «или эквивалент»), знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование места происхождения товара или наименование производителя и др.

Документация содержит условия, приводящие к ограничению конкуренции (сроки, несоразмерные объему поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг)

Как правило, много информации содержится в запросах на разъяснения или жалобах в контролирующие органы. Необходимо проанализировать эти запросы и жалобы.

Без указания «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком

3.3

Проверить наличие признаков ограничения доступа к информации о закупке, приводящей к необоснованному ограничению числа участников закупок

Ст. 4, 7 Федерального закона № 44-ФЗ

Документация (извещение) о закупке не размещена в единой информационной системе.

Закупки не поддаются поиску в единой информационной системе («слепые закупки», в том числе использование латиницы, неправильное написание слов, вместо конкретного наименования товара (томограф, МНН лекарственного препарата) указывается укрупненное наименование товара (медицинское оборудование, лекарственные средства) и т. п.)

3.4

Проверить соблюдение ряда требований к содержанию документации (извещения) о закупке

Ст. 34, 44, 50, 64, 73, 83, 87, 96 Федерального закона № 44-ФЗ

В документации о закупке (конкурс и аукцион) не установлено обеспечение заявки на участие в закупке.

В документации о закупке (конкурс и аукцион) не установлено обеспечение исполнения контракта. Размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру, установленному Федеральным законом № 44-ФЗ.

Сокращение установленных сроков подачи заявок на участие в закупке

3.5

Проверить установленный размер авансирования и его обоснованность

Постановление Правительства Российской Федерации о мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете

Размер авансирования в проекте контракта превышает установленные Правительством Российской Федерации предельные значения

3.6

Наличие в контракте обязательных условий, предусмотренных Федеральным законом№ 44-ФЗ

Ст. 34, 94, 96 Федерального закона № 44-ФЗ

В проекте контракта в установленных Федеральным законом № 44-ФЗ случаях отсутствуют следующие условия:

1) об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;

2) указание, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

3) условие о порядке и сроках оплаты товара (работы, услуги);

4) о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

5) требование обеспечения исполнения контракта;

6) сроки возврата обеспечения исполнения контракта

При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4, 15 и 28 части 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, требования об ответственности могут не применяться

3.7

Проверить порядок оценки заявок, критерии этой оценки

Ст. 32, 53, 83 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085

Применяются не установленные законодательством критерии оценки заявок участников закупки и величины их значимости.

Не соблюден установленный Федеральным законом № 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки

3.8

Установление преимуществ отдельным участникам закупок:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) социально ориентированные некоммерческие организации;

3) учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы;

4) организации инвалидов

Ст. 28, 29, 30 Федерального закона № 44-ФЗ,

приказ Росстата от 18.09.2013 № 374

Отсутствие закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Объем закупок, предусмотренный планом-графиком, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет менее 15% совокупного годового объема закупок.

Отсутствует ежегодный отчет заказчика об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и (или) он не размещен в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций превышает 20 млн. рублей.

Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в установленных случаях не предоставлены преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% (или предоставлены преимущества в большем объеме).

Организациям инвалидов в установленных случаях не предоставлены преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% (или предоставлены преимущества в большем объеме)

4.Заключенный контракт

4.1

Соответствие контракта требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки

Ст. 34, 54, 70, 78, 83, 90 Федерального закона № 44-ФЗ

Контракт не соответствует проекту контракта, предусмотренному документацией (извещением) о закупке.

Цена контракта превышает цену контракта, указанную в протоколе закупки.

Характеристики объекта закупки, указанные в заявке участника закупки и в контракте, не соответствуют друг другу.

Контракт подписан не уполномоченным лицом

4.2

Проверить соблюдение сроков заключения контрактов

Ст. 54, 70, 78, 83, 91, Федерального закона № 44-ФЗ

Не соблюдены сроки заключения контракта по результатам проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений.

Заключение контракта ранее даты размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика или с нарушением установленного срока

4.3

Проверить наличие и соответствие законодательству предоставленного обеспечения исполнения контракта

Ст. 34,37, 45, 54, 70, 96 Федерального закона № 44-ФЗ,

статья 176.1.Налогового кодекса РФ,

постановление Правительства РФ от 8.11.2013 № 1005

Непредоставление или предоставление с нарушением условий (после заключения контракта) заказчику обеспечения исполнения контракта.

Отсутствуют документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру, предусмотренному документацией о закупке (меньше).

Банковская гарантия не соответствует одному из требований:

1) выдана банком, не включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;

2) не является безотзывной;

3) не указана сумма банковской гарантии, подлежащая уплате заказчику;

4) не указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

5) отсутствует обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;

6) срок действия банковской гарантии не превышает срока действия контракта более чем на один месяц

5.Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

5.1

Проверить обоснование и законность выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1292,

приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2013 № 537

Применение способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в неустановленных случаях.

Не соблюден в установленных случаях порядок уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Не соблюден в установленных случаях порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не более 600 тыс. рублей превышает 2 млн. руб. или превышает 10% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и (или) составляет более чем 50 млн. рублей в год. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Совокупный годовой объем закупок (образовательного учреждения, учреждения культуры и иного заказчика, установленного законодательством) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не более 600 тыс. рублей превышает пять миллионов рублей или превышает 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и (или) составляет более чем 30 млн. рублей в год.

Извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в установленных случаях не размещено в единой информационной системе.

Отсутствует документально оформленный отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта

В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

    В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 -19 части 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

5.2

Наличие в контракте обязательных условий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ

Ст.34, 93 Федерального закона № 44-ФЗ

В контракте отсутствуют сведения о расчете и обосновании цены контракта

Завышение цены контракта (по сравнению со среднерыночной) при осуществлении закупки у единственного поставщика (заключение контракта с нарушением Федерального закона № 44-ФЗ) необходимо квалифицировать как неэффективное использование бюджетных средств

6.Процедура закупки

6.1

Проверить наличие обеспечения заявок при проведении конкурсов и закрытых аукционов

Ст. 44, 45 Федерального закона № 44-ФЗ

Допуск участников закупок к участию в конкурсе и закрытом аукционе, не представивших обеспечение заявок.

Размер, форма и содержание обеспечения заявки не соответствует установленным требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и документации о закупке

6.2

Проверить применение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона

Ст. 37, 96 Федерального закона № 44-ФЗ

Неприменение антидемпинговых мер к участникам конкурса и аукциона (в случаях, когда цена контракта, предложенная участником, на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта)

Антидемпинговые меры: контракт заключается только после предоставления участником:

1) обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке (конкурс или аукцион), или

2) информации, подтверждающей добросовестность участника (в случае, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее)

6.3

Проверить и оценить обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта, в том числе проанализировать поступление жалоб от участников закупки

Ст. 31, 53, 67, 69 78, 83 Федерального закона № 44-ФЗ

Допуск (отклонение, отстранение) участника закупки с нарушением требований и условий, установленных в извещении и документации о закупке.

Отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки с нарушением требований, установленных в Федеральном законе № 44-ФЗ

Необходимо проанализировать статистику поданных и допущенных заявок на участие в закупке. В случае, если значительная часть заявок на участие в закупке отклонена, целесообразно проанализировать наличие обжалований в контрольные органы, а также провести оценку требований, содержащихся в документации о закупке, в части наличия требований, сформированных под конкретный товар (работу, услугу) или под конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя)

6.4

Проверить порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, в том числе проанализировать поступление жалоб от участников закупки

Ст. 32, 53, 83 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085

Применяются не установленные документацией о закупке критерии оценки заявок участников закупки и величины их значимости.

Не соблюден порядок оценки заявок участников закупки, предусмотренный документацией о закупке

6.5

Проверить протоколы, составленных в ходе осуществления закупок, включая их наличие, требования к содержанию и размещению

Ст. 52, 53, 67, 68, 69, 78, 81, 82, 83, 85, 89, 90 Федерального закона № 44-ФЗ

Отсутствуют протоколы закупок.

Содержание протоколов не соответствуют установленным требованиям.

Протоколы не подписаны членами комиссии по осуществлению закупки (заказчиком – в случае проведения закрытого аукциона) либо подписаны при отсутствии кворума.

Протоколы не размещены в единой информационной системе

7. Исполнение   муниципального контракта

7.1

Проверить и оценить законность внесения изменений в контракт

Ст. 34,94, 95 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1090

Дополнительное соглашение к контракту заключено незаконно:

1) изменение существенных условий при исполнении контракта, не предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ (предмет закупки, цена, срок поставки товара (выполнения работ, оказание услуг), срок и порядок приемки товаров (работ, услуг), срок и порядок оплаты, место поставки товара (выполнения работ, оказание услуг), ответственность сторон);

2) изменение объема закупки в случае, если данное право не было предусмотрено документацией о закупке (конкурс, аукцион) и контрактом, контрактом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) изменение объема закупки в случае, если данное право было предусмотрено документацией о закупке (конкурс, аукцион) и контрактом, контрактом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) свыше 10%

Необходимо оценивать каждый случай заключения дополнительных соглашений к контрактам на соответствие Федеральному закону № 44-ФЗ, при этом важно анализировать как обоснованность изменения цены контракта, так и изменений других существенных условий контракта (по предмету, количеству, объему, срокам, порядку оплаты).

В случае, когда дополнительным соглашением изменяются такие существенные условия контракта, как объем и сроки поставки (выполнения, оказания) по контракту, данные нарушения необходимо квалифицировать как неэффективность расходования бюджетных средств и направлять соответствующие документы в правоохранительные органы

7.2

Проверить и оценить порядок расторжения контракта

Ст. 34, 95 Федерального закона № 44-ФЗ,

Ст. 310, 523, 782 Гражданского кодекса РФ

Контракт расторгнут незаконно.

Не соблюден порядок одностороннего расторжения контракта, предусмотренный ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено контрактом

7.3

Проверить наличие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге

Ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093

Отсутствует экспертиза результатов, предусмотренных контрактом.

Непривлечение экспертов, экспертных организаций при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в состав приемочной комиссии заказчика входит менее 5 человек.

Отсутствуют документы о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Отсутствует отчет об исполнении контракта (отдельного этапа контракта).

Отчет об исполнении контракта (отдельного этапа контракта) отсутствует в единой информационной системе

Может проводиться как силами заказчика, так и с привлечением на основе контракта экспертов, экспертных организаций.

За исключением случаев, уставленных пунктами 2, 3, 7, 9 -14, 16, 19 - 21, 24, 25, 27 - 34 части 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Если заказчиком такая комиссия создана, поскольку создание комиссии это право заказчика

7.4

Оценить своевременность действий заказчика по реализации условий контракта, включая своевременность расчетов по контракту

Ст. 13, 34, 94 Федерального закона № 44-ФЗ

Приемка товаров (работ, услуг) осуществлена с нарушением сроков и порядка, установленных контрактом.

Расчеты по контракту проведены с нарушением сроков, установленных контрактом

7.5

Оценить соответствие поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах

Ст. 13,34 Федерального закона № 44-ФЗ

Поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги не соответствуют контрактным обязательствам поставщика (подрядчика, исполнителя), а также целям осуществления закупок

7.6

Оценить целевой характер использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг

Ст. 13,34 Федерального закона № 44-ФЗ

Поставленные товары, результаты выполненных работ и оказанных услуг не используются, используются не по назначению или неэффективно (частично)

8.Применениеобеспечительныхмеримерответственности

8.1

Применение обеспечительных мер

Ст. 34, 94, 96 Федерального закона № 44-ФЗ

Заказчиком не использованы меры обеспечения исполнения обязательств (с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) не удержаны обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта)

 

8.2

Применение мер ответственности по контракту

Ст. 34, 94, 96 Федерального закона № 44-ФЗ

Отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя)

 


Приложение № 3

к СВМФК 092

 

Примерная структура

представления данных о результатах аудита в сфере закупок

для подготовки обобщенной информации

за отчетный период

п/п

Результаты аудита в сфере закупок

Данные

Общая характеристика мероприятий

1

Общее количество мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок

Указывается количество проведенных мероприятий

2

Общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, в т.ч. муниципальных заказчиков

Указывается количество проверенных объектов

3

Общее количество и сумма контрактов на закупку, проверенных в рамках аудита в сфере закупок

Указывается количество контрактов и сумма (тыс. рублей)

Выявленные нарушения

4

Общее количество нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных при аудите в сфере закупок по результатам проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам,

Указывается количество и сумма нарушений (тыс. рублей), общая стоимость контрактов, при заключении и исполнении которых выявлены нарушения (тыс. руб.)

 

в том числе в части проверки:

-

4.1

организации закупок

(контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные закупки, совместные конкурсы и аукционы, утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, общественное обсуждение крупных закупок)

Указывается количество нарушений

4.2

планирования закупок

(план-график закупок, обоснование закупки)

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

4.3

документации (извещения) о закупках

(требования к участникам, требования к объекту закупки, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации о закупке, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам закупок)

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

4.4

заключенных контрактов

(соответствие контракта документации и предложению участника, сроки заключения контракта, обеспечение исполнение контракта)

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

4.5

процедур закупок

(обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, применение порядка оценки заявок, протоколы)

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

4.6

исполнения контракта

(законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям, целевой характер использования результатов)

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

4.7

применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

4.8

закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя

(обоснование и законность выбора способа осуществления закупки, расчет и обоснование цены контракта)

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

4.9

иных нарушений, связанных с проведением закупок

Указывается количество нарушений и сумма нарушений (тыс. рублей)

5

Общее количество и сумма закупок, в которых при аудите в сфере закупок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе

Указывается количество закупок и сумма (тыс. рублей)

Представления и обращения

6

Общее количество представлений (предписаний), направленных по результатам контрольных мероприятий по итогам аудита в сфере закупок

Указывается количество направленных представлений (предписаний)

7

Общее количество обращений, направленных в правоохранительные органы по результатам мероприятий по итогам аудита в сфере закупок

Указывается количество направленных обращений

Установление причин

8

Основные причины отклонений, нарушений и недостатков, выявленных в ходе мероприятий в рамках аудита в сфере закупок

Указываются установленные причины

(действия должностных лиц, недостаток методического обеспечения, правовые «пробелы» и т. д.)

Предложения

9

Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки, в том числе нормативно-правового характера

Указываются предложения

 


[1]Программа проведения аудита в сфере закупок подготавливается только в случае проведения аудита в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.

[2]ПрипроведенииаудитавсферезакупокнеобходимоучитыватьсрокивступлениявсилуотдельныхположенийФедеральногозакона№44-ФЗ

Joomla templates by a4joomla