КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
СВМФК 073
«Порядок проведения оценки
Доходного потенциала
Муниципального образования»
(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края от 28.09.2020 № 21)
Тальменка
2020 год
Содержание
1. Общие положения….……………………………………………………...3 |
|
2. Порядок проведения оценки доходного потенциала ……………………4 |
|
Таблица 1…………………………………………………………..….……9 |
|
Таблица 2………………………………………………………………….13 |
|
- 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Стандартом внешнего государственного финансового контроля «Порядок проведения оценки доходного потенциала муниципального образования»,утвержденным решением коллегии Счетной палаты Алтайского края от 05 ноября 2015 года №6-6/110, Положением о Контрольно-счетной палате Тальменского района, утвержденным решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 20.12.2019 № 240, Регламентом Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края.
СВМФК определяет общие требования и принципы проведения Контрольно-счетной палатой Тальменского района Алтайского края (далее – КСП) контрольного мероприятия по оценке доходного потенциала муниципального образования Тальменского района Алтайского края и предназначен для использования должностными лицами Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края.
Под доходным потенциалом муниципального образования следует понимать оценку ожидаемого объема доходов – сумму налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования, определяемого с учетом уровня развития и структуры налоговой базы и эффективного использования муниципального имущества.
- 2.Цели контрольного мероприятия:
- оценить потенциал экономического роста для увеличения доходов муниципального образования;
- выявить резервы увеличения доходной базы местного бюджета, в том числе оценить налоговый потенциал муниципального образования и определить уровень эффективности управления и использования ресурсной базы (земли, объектов недвижимости, финансово – хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий);
- определить качество планирования и администрирования доходов муниципального образования.
- 3.Задачи контрольногомероприятия:
- оценить соответствие местного бюджета принципам бюджетной системы Российской Федерации в сфере доходов;
- установить степень полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности;
- определить полноту исполнения бюджета по объему и структуре доходов;
- провести анализ доходного потенциала муниципального образования на предмет выявления резервов его увеличения.
- 4.Предмет контрольногомероприятия:
- прогноз и основные показатели социально–экономического развития муниципального образования;
- итоги социально–экономического развития муниципального образования в отчетном финансовом году.
- нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, регламентирующие вопросы формирования доходов бюджета, владения, распоряжения, использования муниципальной собственности;
- бюджетная, статистическая и налоговая отчетность;
- отчет органа, организующего исполнение бюджета, об его исполнении за отчетный финансовый год, дополнительные материалы и документы, а также пояснения к ним.
- 5.Объекты контрольного мероприятия:
- органы местного самоуправления муниципальных образований;
- субъекты бюджетного планирования, включая орган, формирующий и исполняющий бюджет, главные администраторы доходов местного бюджета, иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие муниципальную собственность, либо управляющие ею, а также имеющие предоставленные законодательством или органами местного самоуправления налоговые и иные льготы и преимущества.
2.Порядок проведения оценки доходного потенциала.
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
- 2.На подготовительном этапе осуществляется сбор необходимой информации из следующих источников: прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период; основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период; прогнозы поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования, предоставленные главными администраторами доходов бюджета муниципального образования в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами; нормативные правовые акты муниципального образования в сфере налогов и сборов, управления муниципальной собственностью; отчетность налоговыхорганов,органовфедеральногоказначействаистатистическаяотчетность; отчетность об исполнении бюджета муниципального района, анализируется нормативная правовая база, составляется программа контрольногомероприятия.
- соблюдение законности при формировании и исполнении решения представительного органа местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год (проверяется состав и нормативы зачисления доходов, установленные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год, их соответствие положениям бюджетного законодательства Российской Федерации, Алтайского края, муниципальным правовым актам представительных органов муниципальных образований, регулирующим бюджетные правоотношения, наличие и соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок составления и исполнения местного бюджета);
- наличие нормативных правовых актов в сфере прогнозирования доходов (их фактическое применение для расчета доходов на очередной финансовый год);
- наличие нормативных правовых актов, вступивших в силу в проверяемом периоде и приведших к изменениям доходной части бюджета.
- 3.На основном этапе анализируются статистические и отчетные данные, организация работы главных администраторов доходов по увеличению доходов местного бюджета, производится оценка резервов поступления налоговых и неналоговых доходов.
- 3.1.Оценка качества планирования доходов (проводится путем оценки изменений, вносимых решениями представительного органа местного самоуправления в решение о бюджете на очередной финансовый год в части увеличения (уменьшения) источников доходов местного бюджета - количество вносимых изменений, изменение суммовых показателей, их обоснованность (изменения законодательства, социально-экономической ситуации в регионе, муниципальном образовании ит.д.).
Следует провести объективный анализ первоначально утвержденных бюджетных назначений, уточненных бюджетных назначений с точки зрения качества бюджетного планирования, соблюдения принципа достоверности и реалистичности расчета доходов. В этой связи необходимо оценить все ли факторы, имеющие влияние на объем и динамику поступления доходов, учтены при формировании проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также обоснованность причин, вызвавших необходимость внесения изменений.
При проверке достоверности отчетных показателей необходимо осуществить:
- сопоставление показателей, характеризующих годовые бюджетные назначения, в соответствии с годовой бюджетной отчетностью и показателей, утвержденных решением представительного органа местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год. Выявление причин и анализ отклонений;
- сопоставление данных об объеме фактических поступлений, отраженных в отчетности, с данными Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю. Причины отклонений (при их наличии).
- 3.2.Анализ организации работы по взаимодействию финансовых органов муниципальных образований с главными администраторамидоходов:
- наличие нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие (решения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании, о порядке составления проекта решения о бюджете, о мерах по реализации решения о бюджете, о порядке администрирования доходов);
- наличие расчетов прогнозируемых поступлений в разрезе администрируемых платежей (пояснительные записки с обоснованиями прогнозируемых поступлений, причины имеющихся расхождений прогнозируемых показателей);
- доведение годовых бюджетных назначений и всех внесенных изменений до главных администраторов доходов;
- наличие и периодичность представления главными администраторами доходов информации об исполнении доведенных показателей.
- 3.3.Анализорганизации работы главных администраторов доходов (выборочно в соответствии с полномочиями КСП):
- оценка качества планирования (проводится посредством анализа изменения бюджетных назначений в течение отчетного года относительно первоначально запланированных; наличие мотивированных обращений об увеличении (снижении) утвержденных назначений);
- анализ результативности деятельности главного администратора доходов (проводится анализ отчета об исполнении бюджета главного администратора доходов, оценка уровня исполнения показателей по доходам, обоснование отклонений; анализ динамики фактических поступлений за 2-3 года; наличие и объем невыясненных поступлений, удельный вес невыясненных поступлений в общем объеме доходов);
- оценка достоверности отдельных показателей отчетности (проверяется соответствие показателей, внутренняя согласованность соответствующих форм бюджетной отчетности, сопоставление показателей отчетности с данными Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, сопоставление показателей, характеризующих годовые бюджетные назначения по отчету и показателей, утвержденных решением о бюджете).
- 3.4.Анализ соблюдения принципа полноты отражения доходов, то есть наличие незапланированных источников доходов, причины отсутствия плановых назначений.
- 3.5.Оценка имеющихся резервов пополнения доходной части за счет налоговых и неналоговых доходов.
- 3.5.1.Анализ динамики налоговых доходов за 2-3 предшествующих года в разрезеналогов.
Вычисляется доля поступлений в общем объеме поступлений налоговых и неналоговых доходов, в том числе выявляются основные виды доходов, а также закономерности и факторы, влияющие на увеличение (снижение) объемов доходов, и производится оценка равномерности фактических поступлений в течение отчетного года, анализируется процент собираемости доходов в разрезе источников доходов. В случае если в проверяемый период включается период года, то следует выявить закономерность поступления доходного источника для расчета ожидаемого поступления посредством вычисления доли поступлений источника доходов за прошедший период текущего года к годовым плановым показателям и сравнивается с аналогичным периодом 2-3-х предшествующих лет (для неналоговых доходов, имеющих периодичность поступления, проводится аналогичный анализ).
Следует также проанализировать поступления от основных налогоплательщиков, оценить их влияние на поступление доходов в местный бюджет.
- 3.5.2.Оценка имеющихся резервов пополнения доходной части бюджета за счет неналоговых доходов, в т.ч. за счет эффективного использования муниципальнойсобственности.
Оценивается:
- состояние реестра муниципальной собственности;
- состояние реестров арендаторов объектов недвижимости и земельных участков;
- полнота использования объектов недвижимости и земельных участков;
- соблюдение порядка сдачи имущества в аренду (в том числе проведение конкурсов на право аренды собственности, оперативного учета арендной платы, порядка погашения задолженности по аренде, предоставление льгот по арендной плате и т.п.);
- правомерность и правильность заключения договоров с организациями и физическими лицами в части использования муниципальной собственности (в том числе, обоснованность расчетов, сроков платежей и т.п.);
- правильность осуществления бюджетного учета имущества, находящегося в муниципальной собственности, проведения инвентаризации, обеспечения сохранности;
- соблюдение требования государственной регистрации имущества муниципального образования и установления права собственности, приема в казну бесхозяйного имущества;
- наличие и полнота реализации программ и планов приватизации муниципального имущества;
- соответствие законодательству процесса приватизации имущества;
- эффективность распоряжения имуществом при участии муниципального образования в уставных капиталах юридических лиц;
- организация учета платежей от использования и распоряжения имуществом.
- ставки арендных и иных платежей (в т.ч. давность внесения изменений в нормативные правовые акты).
- 3.5.3.Анализ состояния и динамики задолженности по платежам в местные бюджеты (в том числе сравнение с показателями на начало отчетногогода).
- 3.5.4.Анализ организации работы по взаимодействию органов местного самоуправления с главными администраторами доходов по сокращению задолженности.
- проверка наличия нормативных правовых актов (комплексных планов, порядков и т.д.), мер, принимаемых по их реализации, и направленных на мобилизацию налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты;
- организация работы (количество заседаний, результаты работы) межведомственных комиссий по проблемам оплаты труда, по мобилизации налоговых и неналоговых доходов.
- 3.5.5.Унифицированный порядок анализа доходного потенциала по налоговым и неналоговым доходам, алгоритм расчета, а также факторы, влияющие на увеличение доходов, представлены в таблицах № 1 и № 2 к настоящемустандарту.
- 4.На заключительном этапе составляется акт (либо справка для дальнейшего включения в сводный акт) проведенного контрольного мероприятия с выводами о наличии (отсутствии) резервов доходного потенциала с указаниемсумм.
Приложение № 1
к СВМФК 073
Вид дохода |
Основание |
Информационная база |
Основные факторы (показатели) для оценки резервов |
Действия |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
глава 23 НК РФ |
1-НМ, 2-НК, 5- НДФЛ, прогноз социально- экономического развития, налоговый паспорт, иные статистические данные |
Начисление и поступление налога, налогооблагаемая база, средняя заработная плата, фонд оплаты труда, доходы, облагаемые в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 НК РФ |
|
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) |
глава 26.3 НК РФ |
1-НМ, 2-НК, 5- ЕНВД, прогноз социально- экономического развития, налоговый паспорт, иные статистические данные, нормативные правовые акты муниципальных образований |
Начисление и поступление налога, налогооблагаемая база, количество налогоплательщиков, оборот розничной торговли, оборот платных услуг, оборот общественного питания, изменение коэффициента К2 |
|
Налог, взимаемый в связи применением упрощенной системы налогообложения (УСНО) |
глава 26.2 НК РФ |
1-НМ, 2-НК, 5- УСН прогноз социально- экономического развития, налоговый паспорт, иные статистические данные |
Начисление и поступление налога в разрезе применяемых видов налогообложения, налогооблагаемая база, количество налогоплательщиков, оборот розничной торговли, оборот платных услуг, оборот общественного питания |
1) проанализировать изменение доли налога за истекший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения за аналогичный период прошлых лет к фактическому объему поступления за прошлые годы; 2) сопоставить коэффициент собираемости (отношение начисленной суммы к поступившей) с предыдущими годами(периодами); 3) сравнить темпы роста налога, оборота розничной торговли, платных услуг, общественного питания; 4) проанализировать демографию налогоплательщиков; 5) проанализировать результаты контрольной работы налоговых органов; 6) проверить в расчетах правильность применения коэффициента дефлятора; 7) проанализировать динамику недоимки |
Налог, взимаемый в связи с применением |
глава 26.5 НК РФ |
1-НМ, 2-НК, 5- УСН, 1-ПАТЕНТ, налоговый паспорт, иные стат. данные |
Начисление и поступление налога, количество плательщиков, количество выданных патентов |
1) сравнить темпы роста поступления налога; 2) проанализировать демографию налогоплательщиков. |
патентной |
||||
системы налогообложения |
||||
(ПСН) |
||||
Единый |
глава 26.1 НК РФ |
1-НМ, 2-НК, 5- |
Начисление и |
1) проанализировать изменение доли налога |
сельскохозяйственный налог (ЕСХН) |
ЕСХН, прогноз социально- экономического развития, налоговый паспорт, иные статистические данные |
поступление налога, налогооблагаемая база, количество налогоплательщиков, показатели развития сельского хозяйства |
за истекший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения за аналогичный период прошлых лет к фактическому объему поступления за прошлые годы;
|
|
|
|
|
|
Земельный налог |
глава 31 НК РФ |
1-НМ, 2-НК, 5- МН, сведения Росреестра, налоговый паспорт, иные статистические данные, нормативные правовые акты муниципальных образований |
Начисление и поступление налога, налогооблагаемая база, ставки налога, льготы |
фактическому объему поступления за прошлые годы;
|
Налог на имущество физических лиц |
глава 32 НК РФ |
1-НМ, 2-НК, 5- МН, сведения Росреестра, |
Начисление и поступление налога, |
1) проанализировать изменение доли налога за истекший период к годовой прогнозируемой сумме, в случае сравнения |
|
|
налоговый паспорт, иные статистические данные, нормативные правовые акты муниципальных образований |
налогооблагаемая база, ставки налога, льготы |
за аналогичный период прошлых лет к фактическому объему поступления за прошлые годы;
|
Приложение № 2
к СВМФК 073
|
Вид дохода |
Основание |
Информационная база |
Основные факторы (показатели) для оценки резервов |
Действия |
1. |
Основные направления проверки по неналоговым доходам:
|
||||
2. |
Доходы от поступления арендной платы за землю |
Статья 65 ЗК РФ |
Постановления и распоряжения представительного и исполнительного органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. Реестры арендаторов земельных участков |
Начисление и поступление дохода, объем начислений доходов согласно договорам, ставки арендной платы и корректирующие коэффициенты к ней, предоставленные льготы по уплате арендной платы, данные о задолженности за предыдущие периоды |
Соблюдение порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров аренды земельных участков |
3. |
Доходы от продажи земельных участков |
Статья 37 ЗК РФ |
Постановления и распоряжения представительного и исполнительного органов местного самоуправления |
Начисление и поступление дохода, объем начислений доходов согласно договорам, данные о задолженности за предыдущие периоды |
1)проверить соблюдение требований, установленных представительным и исполнительным органами местного самоуправления к процедурам проведения продажи земли Соблюдение порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков 2)проверить полноту и достоверность бюджетной отчетности в части точности и полноты учета доходов от продажи земли 3)проверить наличие задержек в перечислении средств от продажи имущества в муниципальный бюджет без решения представительного органа о рассрочке платежей
|
4. |
Доходы от поступления арендной платы за имущество |
Статья 42 БК РФ |
Реестры арендаторов объектов недвижимости
Договоры, заключенные муниципальным образованием с юридическими и физическими лицами на аренду имущества |
Начисление и поступление дохода, объем начислений доходов согласно договорам, ставки арендной платы и корректирующие коэффициенты к ней, предоставленные льготы по уплате арендной платы, данные о задолженности за предыдущие периоды |
недоимки за аренду, предоставления льгот по арендной плате и т.п.)
|
5. |
Доходы от продажи муниципального имущества |
Статья 42 БК РФ |
Программы и планы приватизации муниципального имущества; реестр муниципальной собственности
Договоры, заключенные муниципальным образованием с |
Начисление и поступление дохода, объем начислений доходов согласно договорам, данные о задолженности за предыдущие периоды |
Проверить:
|
|
|
|
организациями и физическими лицами на продажу собственности (приватизация) |
|
задолженности по договорам купли- продажи муниципального имущества; Оценить резервы поступления за счет доходов от продажи муниципального имущества |
6. |
Доходы от уплаты в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий |
Статья 42 БК РФ |
Постановления и распоряжения представительного и исполнительного органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. |
Начисление и поступление дохода, объем начислений доходов согласно постановлениям и распоряжениям представительного и исполнительного органов местного самоуправления, данные о задолженности за предыдущие периоды. Отчетность муниципальных предприятий |
Оценить:
|