КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Свмфк 021
«проведение аудита
Эффективности использования средств местного бюджета»
(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной
палаты Тальменского района от 11.09.2020 № 14)
р.п. Тальменка
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения……………………………………………………………. 3
2. Содержание аудита эффективности...............................................................3
3. Определение эффективности использования средств местного бюджета....5
4. Особенности организация аудита эффективности……………………..........7
5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности ...8
5.1. Содержание предварительного изучения……………………………….... 8
5.2. Цели и вопросы аудита эффективности………………………………..... ..9
5.3. Критерии эффективности использования средств местного бюджета......9
5.4. Способы проведения аудита эффективности............................................12
5.5. Программа проведения аудита эффективности………………………..... 13
6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических
данных информации ….……………………………………………………...14
6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации ……………………..14
6.2. Методы получения информации……………………………………….... .15
7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности ….............15
7.1. Заключения и выводы...............................................................................15
7.2. Рекомендации........................................................................................... 17
7.3. Отчет о результатах аудита эффективности............................................ 18
Приложение 1 Порядок действий в процессе организации и проведения
аудита эффективности…………………………………………………………...19
1. Общие положения
1.1. Стандарт разработан в соответствии:
- с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
- с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля;
- со статьей 11 Положения «О контрольно-счетной палате Тальменского района»;
- иными правовыми и нормативными актами.
1.2. Стандарт устанавливает основные нормы, правила и требования, выполняемые Контрольно-счетной палатой Тальменского района (далее - КСП), при организации и проведении аудита эффективности использования средств местного бюджета в рамках общих правил проведения контрольных мероприятий.
1.3. Основные термины и понятия:
- средства местного бюджета (муниципальные средства) – совокупность бюджета (ов) муниципального (ых) образования(ий) и муниципальной собственности;
- объекты проверки (контроля) – органы местного самоуправления и органы местного самоуправления, муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия муниципального (ых) образования (ий), иные организации, на которые распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты Тальменского района.
2. Содержание аудита эффективности
2.1. Целями проведения аудита эффективности является определение эффективности использования средств местного бюджета, находящихся в управлении проверяемых структур, организаций и учреждений при реализации запланированных целей, решении поставленных задач и выполнении возложенных функций по социально-экономическому развитию муниципального образования.
В аудите эффективности можно выделить два основных направления:
- аудит эффективности использования муниципальных ресурсов, объектом которого является вся сфера муниципальных ресурсов, в том числе имущество и бюджет;
- аудит эффективности расходования бюджетных средств.
Предметом аудита эффективности в пределах полномочий Контрольно-счетной палаты Тальменского района являются:
- деятельность главных распорядителей и получателей бюджетных средств Тальменского района по использованию всех видов муниципальных ресурсов;
- имущество, находящееся в муниципальной собственности Тальменского района;
- средства местного бюджета, выделяемые на реализацию муниципальных задач, целевые программы;
- организация исполнения бюджетного процесса;
- отдельные важнейшие вопросы управления средствами местного бюджета.
Аудит эффективности осуществляется посредством проведения контрольного мероприятия.
2.2. Проверяемыми объектами при проведении аудита эффективности являются организации и учреждения, на которые распространяются контрольные полномочия КСП, установленные статьей 9 Положения «О Контрольно-счетной палате Тальменского района». По результатам проверки и анализа деятельности указанных объектов определяется степень эффективности использования ими средств местного бюджета.
В зависимости от предмета аудита эффективности определяется степень охвата проверкой той или иной деятельности объекта аудита. Объектом аудита может быть как деятельность организации в целом, так и отдельного подразделения или ряда подразделений. Объект аудита эффективности – это всегда персонифицированная единица (организация, подразделение).
С учетом специфики аудита эффективности, к которой относится его аналитико-синтетический характер, целесообразно использование следующих
методов.
Анализ – заключается в выделении объектов аудита в системе экономической деятельности. Это определение предмета и направления аудита эффективности. Путем анализа на данном этапе определяется его экономическое и социальное значение.
Аналогия – может использоваться при подготовке программ и планов аудита эффективности для выделения наиболее значимых вопросов и этапов аудита.
Системный анализ – используется для логической последовательности и увязки вопросов проверки.
Экспертизы различных видов – приемы экспертных оценок, связанные с
предметом аудита эффективности, когда для обоснования содержания вопросов
аудита привлекаются эксперты различных отраслей знаний.
Конкретизация – выявление в процессе контрольного этапа различного рода нарушений, неэффективной работы, ущерба и т.д.
Инвентаризация – применяется для проверки фактического состояния объекта путем осмотра и пересчета.
Выборочные наблюдения – прием статистического исследования качественных характеристик хозяйственного процесса для определения их целесообразности и оптимальности.
Исследование документов – способ документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных процессов, соответствия их нормативным правовым актам.
Индукция – прием исследования, при котором общий вывод о признаках
множества элементов объекта аудита эффективности делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных элементов данного множества.
Статистические расчеты и экономические методы применяются для выявления закономерностей экономических и хозяйственных процессов объекта аудита при большом объеме информации.
Синтез – позволяет разработать предложения по улучшению системы
взаимосвязей между элементами объекта аудита.
Дедукция – разработка конкретных рекомендаций по улучшению деятельности отдельных направлений, исходя из общего состояния объектов.
Кроме названных, возможно использование и таких методов, как математическое и информационное моделирование, группировка недостатков и другие.
2.3. По результатам проверки и анализа деятельности объектов проверки определяется степень эффективности использования муниципальных средств.
2.4. Выводы и рекомендации, сформулированные в заключениях КСП по результатам проведения аудита эффективности, не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципального (ых) образования(ий).
3. Определение эффективности использования
средств местного бюджета
3.1. Эффективность использования средств местного бюджета определяется по достигнутым объектами проверки результатам и затратам на их достижение.
В рамках настоящего Стандарта под эффективностью использования средств местного бюджета понимается экономическая категория, включающаяся в себя экономичность, продуктивность и результативность.
При проведении аудита эффективности процесс использования средств местного бюджета (или отдельных их видов) характеризуется (качественно или количественно) с позиции экономичности, продуктивности и результативности затрат, произведенных объектами проверки, для достижения запланированных целей, решения поставленных задач и выполнения возложенных функций.
3.2. Экономичность определяется соотношением между объемом средств местного бюджета, использованных объектом проверки для реализации запланированных целей, решения поставленных задач, осуществления конкретного вида деятельности, и достигнутыми при ее осуществлении результатами необходимого качества исполнения.
Использование средств местного бюджета является экономичным, если объектом проверки достижение заданных результатов осуществлено с использованием их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема муниципальных средств (относительная экономия).
Определение экономичности использования средств местного бюджета осуществляется посредством проверки источников и способов приобретения ресурсов для муниципальных нужд (например, проведение конкурсов). Проводится сравнение затраченных объектом проверки средств на поставку товаров и оказание соответствующих видов муниципальных услуг с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций.
Для анализа возможностей достижения поставленных целей с использованием меньшего объема муниципальных средств или получения более высоких результатов деятельности при заданном их количестве при оценке экономичности использования средств местного бюджета необходимо установить возможности объекта проверки по приобретению товаров и услуг наиболее экономным способом и их более рациональному использованию.
3.3. Продуктивность использования средств местного бюджета определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими средствами.
Использование средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда их затраты на единицу произведенной продукции и оказанной услуги или объем произведенной продукции и оказанной услуги на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.
Для оценки продуктивности использования средств местного бюджета применяются плановые и фактические результаты деятельности объекта проверки, выраженные в соответствующих количественных показателях, а также нормативы бюджетных расходов на оказание муниципальных услуг и другие нормативы, определяющие планируемые уровни затрат различных видов средств.
Если такие нормативы отсутствуют, фактически полученные соотношения между затратами и результатами сравниваются с аналогичными соотношениями, достигнутыми объектом в предшествующий период в сопоставимых условиях, или же с соотношениями между затратами и результатами в других организациях или учреждениях, осуществляющих деятельность в проверяемой сфере использования муниципальных средств.
3.4. При проведении аудита эффективности использования средств местного бюджета результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.
Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования средств местного бюджета или деятельности объектов проверки, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. п.).
Социально-экономический эффект использования муниципальных средств определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были они использованы.
Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования средств местного бюджета или деятельности объектов проверки оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, в чьих интересах они были использованы.
З.5. В процессе аудита эффективности использования средств местного бюджета необходимо определять экономическую результативность их использования, выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, и на основе совокупности оценок формировать обоснованные выводы об уровне эффективности их использования.
В случаях, когда бюджетные средства израсходованы на оказание определенных услуг в полном объеме, результатом бюджетных расходов будет наличие данных услуг в запланированном количестве и требуемого качества. Вместе с тем, если эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социально-экономический эффект может быть оценен как весьма низкий.
При определении социально-экономического эффекта от использования средств местного бюджета необходимо выявлять и анализировать влияние факторов, напрямую не связанных с их использованием, а также оценивать степень их воздействия на данный социально-экономический эффект.
4. Особенности организации аудита эффективности
4.1. Аудит эффективности использования средств местного бюджета осуществляется с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия и включает в себя следующие этапы.
На подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов проверки, определение целей аудита эффективности, формирование вопросов контрольного мероприятия, направлений проведения анализа, обоснование выбора критериев эффективности и способов их оценки. По результатам подготовительного этапа контрольного мероприятия разрабатывается программа проведения аудита эффективности.
На основном этапе аудита эффективности в соответствии с вопросами программы проводятся проверка и анализ результатов использования муниципальных средств, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.
На заключительном этапе аудита эффективности подготавливается отчет, включающий заключения, выводы и рекомендации, и оформляются документы по его результатам.
4.2. Организация и проведение аудита эффективности использования средств местного бюджета существенно отличается от организации и проведения финансового аудита на всех этапах его проведения: от этапа предварительного изучения предмета и объектов проверки и до этапа оформления отчета о результатах аудита эффективности. Это обусловлено более сложной методологией его реализации.
В процессе аудита эффективности используется значительный объем контрольных, аналитических и оценочных методов и процедур, собирается обширная информация и изучается большое количество документов и материалов для формирования доказательств, что требует значительных затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов.
Это проявляется в достаточно продолжительных, по отношению к проведению финансового аудита, сроках его проведения, который может достигать 6 - 12 месяцев, и варьируемой величине продолжительности этапов, его составляющих, которая может в каждом конкретном случае определяться целями, предметом, объектами и масштабами проведения аудита эффективности.
4.3. При проведении аудита эффективности из числа сотрудников КСП создается специальный экспертный совет независимых экспертов (специалистов) необходимого профиля. Экспертный совет формируется на этапе предварительного изучения и действует до завершения подготовки отчета о результатах аудита эффективности. Для сотрудников разрабатываются рекомендации в отношении формулировок целей и вопросов данного аудита эффективности, выбора критериев эффективности и их оценки, определения методов проведения проверки и сбора информации, обоснования заключений, выводов и рекомендаций по результатам аудита эффективности. При этом члены экспертного совета не вправе вмешиваться в ход аудита эффективности и не могут подменять сотрудников при выполнении программы его проведения.
Независимые внешние эксперты (специалисты) привлекаются к проведению аудита эффективности путем включения их в состав группы сотрудников для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок в соответствии с порядком, установленным соответствующим КСП.
5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности
5.1. Содержание предварительного изучения предмета
и объектов аудита эффективности
5.1.1. При проведении аудита эффективности на подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов проверки, необходимые как для подготовки к его проведению, так и для последующей оценки результатов использования средств местного бюджета.
При предварительном изучении предмета и объектов проверки определяются:
- цели и задачи аудита эффективности;
- вопросы проверки и анализа;
- способы и методы сбора фактических данных и информации;
- критерии эффективности использования средств местного бюджета.
По результатам предварительного изучения разрабатывается программа проведения аудита эффективности.
5.1.2. На этапе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности составляется план, включающий перечень вопросов для изучения, распределение инспекторов по объектам проверки, источники получения информации, сроки изучения вопросов и представления материалов.
5.1.3. В процессе предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности осуществляется сбор необходимой информации, проводится ее анализ на предмет выявления существующих рисков неэффективного использования муниципальных средств, проводятся консультации с независимыми организациями и внешними экспертами (специалистами), и, при наличии возможности, собеседования с руководителями и сотрудниками объектов проверки.
5.1.4. Результатами предварительного изучения предмета и объектов проверки являются информация и материалы (аналитические и иные), служащие обоснованием для выбранных целей аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, способов его проведения, методов сбора фактических данных и информации, критериев эффективности использования средств местного бюджета и методов их оценки.
Результаты предварительного изучения фиксируются в рабочей документации.
5.2. Цели и вопросы аудита эффективности
5.2.1. Аудит эффективности осуществляется в тех сферах использования средств местного бюджета, которые характеризуются высокой степенью рисков их неэффективного использования.
5.2.2. При проведении аудита эффективности использования средств местного бюджета формулируются несколько целей.
5.2.3. Цели аудита эффективности формулируются путем последовательного исключения из перечня реализуемых видов деятельности объектов проверки вопросов, не имеющих по итогам предварительного изучения проявления результатов негативного характера.
Цели аудита эффективности определяются с учетом целей, задач и результатов использования средств местного бюджета объектами проверки.
5.2.4. Цели аудита эффективности должны иметь четкие формулировки и включать определение экономичности, продуктивности и результативности применительно к данному контрольному мероприятию по проверке использования средств местного бюджета. В соответствии с целями по результатам аудита эффективности должны быть сформулированы выводы и рекомендации.
5.2.5. При проведении аудита эффективности по каждой цели формируются вопросы. Количество вопросов должно быть небольшим, но их содержание должно быть существенным и важным для определения эффективности использования средств местного бюджета и обеспечить получение доказательств по каждой цели аудита эффективности.
5.3. Критерии эффективности использования средств местного бюджета
5.3.1. Критерии эффективности представляют собой качественные характеристики и количественные показатели, характеризующие организацию и деятельность объектов проверки по использованию средств местного бюджета, определяющие их эффективное использование.
Критерии эффективности выбираются для каждой установленной цели аудита эффективности. Они должны соответствовать целям аудита эффективности и служить основой для заключений и выводов об эффективности (экономичности, продуктивности, результативности) использования средств местного бюджета. Выводы делаются на основе сравнения фактических результатов их использования, полученных в процессе проверки и анализа, с установленными критериями эффективности.
5.3.2. Выбор критериев эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения объектов проверки после определения предмета аудита эффективности и его целей на основе анализа следующих источников:
- законодательных и нормативных правовых актов, а также документов, относящихся к предмету аудита эффективности или деятельности объектов проверки, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланированные показатели результатов использования муниципальных средств;
- результатов деятельности объектов проверки в предшествующий период или работы других организаций или учреждений, которые осуществляют деятельность в проверяемой сфере использования муниципальных средств или выполняют аналогичные виды работ;
- материалов соответствующих государственных статистических данных.
5.3.3. Качество результатов аудита эффективности в значительной мере зависит от точного определения критериев эффективности, которые должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными.
Критерии эффективности являются объективными в том случае, если они выбраны в результате всестороннего анализа проверяемой сферы использования средств местного бюджета и деятельности объектов проверки, отражают их особенности и соответствуют целям аудита эффективности.
Четкость критериев заключается в том, что они должны иметь формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни со стороны будущих пользователей отчета о результатах данного аудита эффективности.
Сравнимость критериев эффективности определяется возможностью сравнения с критериями эффективности, использованными при проведении аналогичного аудита эффективности в данной сфере использования средств местного бюджета или на подобных объектах.
Критерии эффективности являются достаточными, если их использование позволяет сформулировать обоснованные заключения и выводы об эффективности использования средств местного бюджета в соответствии с поставленными целями аудита эффективности.
5.3.4. Количество критериев эффективности в каждом аудите эффективности может быть различным в зависимости от особенностей предмета аудита эффективности и деятельности объектов проверки. Необходимо, чтобы состав критериев эффективности был достаточным для формирования обоснованных заключений и выводов в соответствии с поставленными целями аудита эффективности.
5.3.5. В процессе формирования критериев эффективности, включаемых в программу аудита эффективности и применяемых для оценки эффективности использования средств местного бюджета, необходимо их обсудить и согласовать как с руководством объектов проверки, так и с заинтересованными муниципальными органами.
В случае отказа руководителей объектов проверки, муниципальных органов согласовать указанный перечень критериев эффективности или отдельные критерии данный вопрос вносится аудитором КСП.
Показатели аудита эффективности являются составными элементами-факторами критериев эффективности и отражают ту или иную сторону
деятельности проверяемого объекта.
В крупном плане показатели аудита эффективности можно классифицировать следующим образом:
- абсолютные показатели эффективности, которые характеризуют достижение поставленных целей или запланированных результатов в натуральных или стоимостных показателях;
- качественные показатели эффективности, которые отражают качество работы
объекта или системы управления при использовании тех или иных ресурсов;
- относительные показатели, которые показывают «цену» результативности с точки зрения финансовых затрат на единицу продукции или услуг;
- динамические показатели, которые показывают динамику (темп роста) как абсолютных, так и относительных показателей во времени.
Перечень показателей определяется в каждом конкретном случае на подготовительном этапе аудита эффективности. Эти показатели должны всегда
иметь количественное значение.
Системный анализ совокупности абсолютных, качественных, относительных и динамических показателей позволит создать целостную картину эффективности деятельности того или иного органа и использования тех или иных муниципальных ресурсов. Важным моментом при определении показателей является их согласование с руководством объекта аудита.
Источниками информации для расчета критериев и показателей аудита эффективности могут быть:
-отчетные данные участников бюджетного процесса;
- результаты проверок исполнения местного бюджета за отчетный год;
- результаты предыдущих финансовых проверок;
- данные статистической отчетности;
- отчеты и балансы проверяемого объекта;
- внутриобъектные материалы (устав, положение, должностные инструкции);
- нормативы использования ресурсов;
- договоры, контракты;
- данные об аналогах в других муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации, о зарубежных аналогах;
- данные налоговых, таможенных и иных фискальных органов;
- нормативная правовая база.
Кроме перечисленных могут использоваться также информация периодической печати, данные правоохранительных органов, материалы средств массовой информации.
При проведении аудита эффективности необходимо, чтобы информация об объекте аудита отражала результаты его деятельности и качество управления.
Дополнительной информацией, которая может и должна использоваться для оценки деятельности организаций, является информация о прогнозах их дальнейшей деятельности. Данная информация должна отражать параметры планируемых (прогнозируемых) изменений в основном внешней среды. Среди таких параметров, значимых для деятельности организаций, могут рассматриваться:
- изменение параметров спроса на услуги (например, вследствие изменений демографических и социальных характеристик спроса);
- изменение объемов доходов организаций;
- изменение нормативной правовой базы;
- иные события, риски, возможности.
Данная информация необходима для анализа всех возможных исходов развития ситуации и выработки рекомендаций относительно принятия мер, необходимых для избежания негативных влияний изменений внешней и внутренней среды.
Прогнозы нельзя в полной мере отнести к категории информации, необходимой для контроля эффективности деятельности, эффективности использования ресурсов.
Данная информация, в первую очередь, будет способствовать выработке
соответствующей политики предоставления услуг на будущее, корректировке
планов.
5.4. Способы проведения аудита эффективности
5.4.1. Выбор способов проведения аудита эффективности осуществляется в ходе предварительного изучения с учетом комплексности, многообразия и причинно-следственного характера проявления эффективности использования муниципальных средств.
Способы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависимости от содержания предмета проверки, особенностей деятельности объектов проверки, а также от целей конкретного аудита эффективности.
5.4.2. Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и анализа:
а) организации использования средств местного бюджета;
б) результатов использования средств местного бюджета;
в) отдельных направлений использования средств местного бюджета в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки.
5.4.3. При проведении аудита эффективности использования муниципальных средств проверяются и анализируются системы управления, планирования, мониторинга и контроля в сфере их использования на основе установленных для данных проверок критериев эффективности.
Определяются наличие, надежность и результативность функционирования внутреннего контроля на объектах проверки, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов по использованию средств местного бюджета.
При проведении аудита эффективности в первую очередь изучаются и проверяются элементы системы внутреннего контроля в областях с высокой степенью риска неэффективного использования муниципальных средств. При проверке учитывается влияние элементов системы внутреннего контроля на достижение запланированных результатов.
В случае если установлено, что система внутреннего контроля функционирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигнутые в проверяемой сфере использования средств местного бюджета или в работе проверяемого объекта, являются вполне удовлетворительными и не требуют специальной проверки.
5.4.4. При анализе результатов использования муниципальных средств в первую очередь проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов.
На данном этапе проверяются и изучаются только результаты деятельности, а не применявшиеся для достижения результатов методы или процессы. При формировании критериев эффективности должны быть сформулированы качественные характеристики и количественные показатели оценки достигнутых результатов использования средств местного бюджета.
Если установлено, что качественные характеристики и количественные показатели оценки достигнутых результатов использования муниципальных средств оказались ниже характеристик и показателей критериев эффективного использования муниципальных средств, то достигнутые результаты деятельности объекта проверки являются неудовлетворительными и проверка должна быть продолжена до выявления конкретных причин, которые привели к неудовлетворительным результатам.
Если в ходе проверки установлено, что результаты оказались удовлетворительными, это означает, что риск наличия серьезных недостатков в проверяемой сфере использования средств местного бюджета или в деятельности объекта проверки минимален. В этом случае определяется наличие резервов для получения более высоких результатов использования средств местного бюджета в соответствующей сфере деятельности, и формулируются соответствующие рекомендации по повышению эффективности их использования.
5.4.5. Для проведения аудита эффективности использования муниципальных средств необходимо выбирать направления, позволяющие сформулировать выводы об эффективности их использования не только в рамках данного аудита, но и позволяющие применить результаты проверок для повышения эффективности деятельности других организаций проверяемой сферы.
Выбор конкретных направлений использования средств местного бюджета определяется в соответствии с целями аудита эффективности и осуществляется с учетом степени влияния на общие результаты деятельности объектов проверки и проверяемой сферы.
Выявленные при проведении аудита эффективности недостатки и проблемы могут быть основанием для вывода о неэффективном (или недостаточно эффективном) использовании средств местного бюджета.
5.4.6. Способы проведения аудита эффективности применяются в зависимости от сформулированных целей.
На основе выбранных способов проведения аудита эффективности в соответствии с установленными критериями эффективности определяются методы осуществления проверки, сбора и анализа фактических данных и информации.
5.5. Программа проведения аудита эффективности
5.5.1. По результатам предварительного изучения лицо, ответственное за проведение аудита эффективности, подготавливает проект программы аудита эффективности и направляет его на рассмотрение и утверждение в соответствии с требованиями стандарта, устанавливающего общие правила организации и проведения контрольного мероприятия.
5.5.2. При разработке программы проведения аудита эффективности необходимо руководствоваться соответствующими положениями стандарта финансового контроля, устанавливающего структуру, содержание и форму программы проведения контрольного мероприятия.
В программе проведения аудита эффективности, в дополнение к содержанию указанной программы контрольного мероприятия, по каждой его цели приводится (при их использовании) перечень установленных критериев эффективности.
6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических
данных и информации
6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации
6.1.1. Фактические данные и информация о результатах использования муниципальных средств формируются посредством изучения документов и материалов, как имеющих непосредственное отношение к предмету проверки, так и из иных источников.
На основе анализа этих данных формируются доказательства, которые используются:
- для определения соответствия результатов использования средств местного бюджета и деятельности проверяемых объектов установленным критериям эффективности;
- для обоснования заключения о выявленных недостатках и выводов по результатам аудита эффективности;
- для формирования рекомендаций по совершенствованию деятельности объектов проверки и повышению эффективности использования средств местного бюджета.
В составе доказательств должны использоваться фактические данные и информация, собранные в процессе предварительного изучения предмета аудита эффективности и объектов проверки.
6.1.2. Доказательства, получаемые в ходе проведения аудита эффективности, должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов проверки, которые приводят к неэффективному использованию ими средств местного бюджета.
Для формирования убедительных доказательств, используемых по результатам аудита эффективности для обоснования заключений и выводов, целесообразно использовать информацию из различных источников (финансовой и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других документов), представленную в удобной для анализа форме.
Процесс сбора фактических данных должен быть организован таким образом, чтобы заключения и выводы по итогам аудита эффективности, сделанные на основе собранных доказательств, были способны выдержать критический анализ.
6.1.3. Фактические данные и информация, полученные по результатам проверки на объектах, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии с требованиями стандарта финансового контроля, устанавливающего общие правила проведения контрольного мероприятия. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах.
6.2. Методы получения информации
6.2.1. Аудит эффективности проводится с использованием методов получения и анализа информации, обеспечивающих получение исчерпывающих доказательств и позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.
6.2.2. Источниками первичной информации при проведении аудита эффективности являются фактические данные, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки или деятельности объектов проверки, полученные с использованием методов сбора данных.
При решении вопроса о проведении аудита эффективности необходимо учитывать:
- возможность использования полученных данных для формирования соответствующих выводов по рассматриваемой проблеме;
- наличие информации по вопросам, являющихся предметом проводимого аудита эффективности, в других организациях;
- возможность осуществления выборки респондентов, позволяющей сделать обобщенные выводы относительно всей изучаемой проблемы;
- наличие ресурсов, необходимых для проведения аудита эффективности.
Сбор информации осуществляется как должностными лицами КСП, участвующими в проверке, так и привлеченными специалистами. При необходимости сбор информации осуществляется не по всем объектам проверки, а по их обоснованной выборке. При этом должны быть подготовлены соответствующие формы и материалы. В рабочих документах описывается методика, использованная в процессе обследования.
7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности
7.1. Заключения и выводы
7.1.1. Результаты аудита эффективности определяются в ходе сравнительного анализа фактической информации (доказательств), зафиксированной в рабочих документах, с утвержденными критериями эффективности использования муниципальных средств. По результатам сравнения подготавливаются заключения, показывающие на соответствие (или несоответствие) результатов использования средств местного бюджета в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки критериям эффективности.
При соответствии фактически полученных результатов установленным критериям эффективности муниципальные средства используются эффективно.
Несоответствие фактически полученных результатов установленным критериям эффективности свидетельствует о неэффективном использовании муниципальных средств, о наличии недостатков и необходимости улучшения деятельности объектов проверки по их использованию. При выявлении недостатков заключения должны содержать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании муниципальных средств объектами проверки.
7.1.2. При проведении сравнительного анализа результатов и подготовке заключений следует исходить из фактических показателей, служащих надежными доказательствами для сделанных заключений. На основе заключений формулируются соответствующие выводы по каждой цели аудита эффективности.
Заключения должны содержать:
- оценку степени эффективности использования средств местного бюджета по целям аудита эффективности;
- характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов использования средств местного бюджета в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки от критериев эффективности, установленных в программе аудита эффективности;
- информацию о причинах выявленных недостатков, которые привели к неэффективному использованию муниципальных средств, и последствиях, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой;
- информацию об ответственных должностных лицах, к компетенции которых относятся выявленные недостатки.
Заключения о соответствии (или несоответствии) фактических результатов критериям эффективности использования средств местного бюджета и выводы, сделанные на их основе, формулируются в произвольной форме в рабочей документации аудита эффективности.
7.1.3. При получении фактических результатов или выявлении проблем, которые не могут быть оценены с точки зрения утвержденных критериев эффективности, следует провести дополнительное изучение проблем, в ходе которого необходимо:
- определить характер проблем (случайный или системный), выявленных в деятельности объектов проверки или в проверяемой сфере;
- оценить фактическое или возможное влияние данной проблем на результаты использования средств местного бюджета в деятельности объектов проверки или в проверяемой сфере;
- установить причины присутствия данных проблем и подготовить соответствующие рекомендации по ее решению;
- проанализировать возможности устранения выявленных проблем самим объектом проверки;
- обсудить проблемы с экспертами и руководством объекта проверки;
- собрать при необходимости дополнительные фактические материалы.
На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам проверки. Если руководство объекта проверки знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов и соответствующим образом отражать в отчете о результатах аудита эффективности.
Для того чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и выводов по результатам аудита эффективности, были убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников (финансовой и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других документов) и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает материальные, документальные и аналитические доказательства.
Фактические данные и информация, полученные по результатам проверки на объектах, отражаются в актах. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах, которыми могут быть ответы на запросы, справки, сводные и аналитические таблицы, сводные материалы по результатам предыдущих проверок, выдержки, составленные по материалам статистики и сайтов сети Интернет, и иные документы.
7.2. Рекомендации
7.2.1. Подготовка рекомендаций является завершающей процедурой формирования результатов аудита эффективности. При выявлении в ходе проверки недостатков выводы должны указывать на возможность повышения качества и результативности деятельности объектов проверки, а содержать рекомендации меры по устранению этих недостатков.
Соответствие фактических результатов установленным критериям эффективности использования муниципальных средств, признание их (результатов) удовлетворительными, не означает использование объектом проверки всех имеющихся возможностей по более эффективному использованию средств местного бюджета.
Основываясь на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности, необходимо вскрыть неиспользованные возможности и в целях повышения эффективности использования муниципальных средств разработать рекомендации по совершенствованию деятельности объектов проверки.
7.2.2. Содержание рекомендаций должно соответствовать поставленным целям аудита эффективности и основываться на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности.
Формулировки рекомендаций должны быть:
- направлены на устранение выявленных недостатков, проблем и причин, следствием которых они являются;
- обращены в адрес объектов проверки, муниципальных органов, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;
- ориентированы на принятие объектами проверки мер по устранению выявленных недостатков;
7.2.3. В рекомендациях излагаются вопросы, которым адресаты должны уделить внимание и рассмотреть для принятия соответствующих решений.
В формулировке рекомендаций указать, что необходимо сделать объекту проверки или вышестоящей организации для устранения недостатков и решения выявленных проблем. При этом содержание рекомендаций должно обеспечивать проверку их выполнения.
Вопрос о разработке практических мер по устранению недостатков в деятельности и повышению эффективности использования средств местного бюджета должен решаться непосредственно руководством объектов проверки. Вместе с тем, если по результатам проверки установлена необходимость осуществления очевидных мероприятий по повышению эффективности использования средств местного бюджета, они должны быть рекомендованы руководству объекта проверки.
7.2.4. Количество рекомендаций определяется содержанием и масштабом аудита эффективности, но не должно быть большим. При их подготовке необходимо руководствоваться правилом, что лучше сделать немного, но наиболее важных рекомендаций, чем предложить большое количество незначительных рекомендаций, которые могут отвлекать внимание адресатов и пользователей отчетов от ключевых результатов аудита эффективности.
7.3. Отчет о результатах аудита эффективности
7.3.1. Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности является завершающей процедурой его проведения, которая осуществляется в соответствии с требованиями стандарта, устанавливающего структуру, требования к содержанию и форму отчета о результатах контрольного мероприятия.
Для обеспечения надлежащего качества отчета о результатах аудита эффективности его подготовку целесообразно осуществлять методом непрерывного составления. Перед началом проведения проверки необходимо подготовить общую схему отчета, основу которой могут составить результаты предварительного изучения предмета и объектов проверки, а также программа аудита эффективности. По мере получения доказательств и их фиксирования в актах и рабочих документах проект отчета наполняется соответствующими материалами и к концу проведения проверки сформировать предварительный проект отчета.
7.3.2. Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчете в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных ·по итогам проверки. В отчете следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании муниципальных средств, а также указывать конкретные причины и обнаруженные (или возможные) последствия выявленных недостатков.
7.3.3. Для объективной оценки результатов использования средств местного бюджета в отчет о результатах аудита эффективности следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, которые могли быть использованы другими муниципальными структурами и организациями для совершенствования собственной деятельности.
7.3.4. Одновременно с проектом отчета в адрес руководителей объектов проверки и органов местного самоуправления, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, подготавливаются:
- проекты документов, содержащих основные выводы по результатам аудита эффективности и рекомендации по повышению эффективности использования средств местного бюджета;
- информационные письма в адрес органов и организаций, заинтересованных в результатах аудита эффективности.
Приложение 1
к СВМФК 021
Порядок действий
в процессе организации и проведения аудита эффективности
I Предварительное изучение
1. Оформить соответствующее поручение о проведении аудита эффективности.
2. Предварительно изучить объекты контроля, определить источники получения информации об объектах контроля.
3. Систематизировать собранную информацию.
4. Провести рабочее совещание группы должностных лиц, обсудить на нем вопросы организации аудита эффективности.
5. При необходимости подготовить и направить объектам аудита эффективности запросы о предоставлении необходимой информации.
6. Сформировать группу привлекаемых внешних экспертов, заключить с ними договоры.
7. Осуществить сбор и анализ необходимой информации о предмете и деятельности объектов аудита эффективности, включающей:
- законодательные и иные нормативные правовые акты;
- формы и направления использования муниципальных ресурсов;
- отчеты и планы работы;
- организационную структуру и условия работы объектов проверки;
- результаты использования муниципальных ресурсов;
- систему и механизмы внутреннего контроля.
8. Выяснить мнение и получить консультации основных заинтересованных лиц по проблемам, связанным с предметом аудита эффективности.
9. Провести (по возможности) встречи с руководителями и специалистами объектов проверки, на которых:
- информировать их о теме и времени планируемой проверки;
- выяснить, какие вопросы они считают ключевыми в деятельности организации;
- получить их мнение о существующих проблемах в решении стоящих перед ними задач;
- обсудить источники определения критериев и возможность их применения для оценки эффективности в рамках данного аудита эффективности.
10. Выяснить мнение руководства объектов проверки в отношении критериев, выбранных для оценки эффективности использования муниципальных ресурсов в целях данного аудита эффективности.
11. Подготовить и утвердить программу проведения аудита эффективности, содержащую:
- основание для проведения аудита эффективности;
- предмет аудита эффективности;
- перечень объектов аудита эффективности;
- проверяемый период;
- срок проведения аудита эффективности;
- цели аудита эффективности с перечнем вопросов и критериев оценки эффективности по каждой из них;
- состав ответственных исполнителей;
- срок представления отчета и других документов по результатам аудита эффективности на рассмотрение председателя Контрольно-счетной палаты.
12. Подготовить рабочий план проведения аудита эффективности.
13. Провести рабочее совещание группы должностных лиц и внешних экспертов, обсудить на нем вопросы проведения проверки.
II Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации
14. Осуществить проверку на объектах, собрать фактические данные в соответствии с выбранными методами.
15. Провести анализ собранной информации для формирования доказательств.
16. Оформить акты по результатам проверки на объектах и рабочие документы по итогам анализа информации.
III Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности
17. Провести при необходимости дополнительный сбор и анализ фактических данных для уточнения или обоснования доказательств.
18. Определить причины выявленных недостатков и проблем в проверяемой сфере использования муниципальных ресурсов и деятельности объектов проверки и сформулировать выводы по каждой цели аудита эффективности.
19. Подготовить рекомендации по устранению выявленных в результате проверки недостатков в целях повышения эффективности использования муниципальных ресурсов.
20. Подготовить проект отчета о результатах аудита эффективности, обсудить его на совещании группы должностных лиц и внешних экспертов.
21.Внести в проект отчета необходимые изменения по результатам его обсуждения.
22.Подготовить проекты представлений и информационных писем по результатам аудита эффективности.
23. Представить отчет и другие документы, подготовленные по результатам аудита эффективности, на рассмотрение председателя Контрольно-счетной палаты.