КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Свмфк 061

Оперативный контроль исполнения решения «о бюджете муниципального образования»

(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайского края от 10.08.2020 № 1)

                                         р.п. Тальменка

2020 год


Содержание

Стр.

  1. Общиеположения3
  2. Содержаниеоперативногоконтроля4
  3. Правовая и информационная основыоперативногоконтроля6
  4. Основные этапыоперативногоконтроля7
  5. Подготовка форм и документов, необходимых для осуществления оперативногоконтроля7
  6. Проведениеоперативногоконтроля7
  7. Подготовка и оформление результатовоперативногоконтроля9

Приложение Примерная форма заключения (отчета) по результатам                                исполнения бюджета муниципального образования за соответствующий период текущего финансового года                                                                              12

          


  1. Общиеположения

  1. «Оперативный контроль исполнения решения «О бюджете муниципального образования» (далее – Стандарт), разработан в соответствии с Положением от 20.12.2019 № 240 «О Контрольно-счетной палате Тальменского района», Регламентом Контрольно-счетной палаты Тальменского района.

При подготовке Стандарта использовался стандарт финансового контроля Счетной палаты Российской Федерации СФК 202 «Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов», Стандарт Сетной палаты Алтайского края СВГФК 061 «Оперативный контроль исполнения закона Алтайского края о краевом бюджете».

Оперативный контроль осуществляется ежеквартально (за первый квартал, полугодие и девять месяцев) на основании отчетов об исполнении бюджета муниципального образования (далее - МО), направляемых Администрацией Тальменского района Алтайского края в Контрольно-счетную палату в соответствии со статьей 21 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе».

определение общих правил и процедур осуществления оперативного контроля;

определение основных требований к оформлению результатов оперативного контроля.

  1. 4.При организации и осуществлении оперативного контроля сотрудники КСП руководствуются бюджетным законодательством, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края, муниципальными правовыми актами (далее – МПА) Тальменского района, а также приказами и стандартами КСП, включая настоящийСтандарт.
  2. 8.Вопросы, возникающие в ходе проведения оперативного контроля и не урегулированные настоящим Стандартом и Регламентом Контрольно-счетнойпалаты Тальменского района Алтайского края, решаются председателем Контрольно-счетной палаты Тальменского района.
  1. Содержание оперативногоконтроля

Оперативный контроль осуществляется посредством проведения экспертно- аналитического мероприятия, а так же может осуществляться посредством проведения контрольных, организационных и иных мероприятий.

  1. 2.Задачами оперативного контроляявляются:

оценка объемов и динамики поступления денежных средств в местный бюджет и их расходования в ходе исполнения местного бюджета;

анализ данных Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю о задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиков Тальменского района Алтайского края;

определение объема и структуры муниципального внутреннего долга Тальменского района Алтайского края, размеров профицита (дефицита) местного бюджета, источников финансирования дефицита местного бюджета;

установление соответствия фактических показателей показателям, утвержденным решением о бюджете МО, выявление отклонений и их анализ;

выявление негативных тенденций и нарушений в ходе исполнения местного бюджета, внесение предложений по их устранению.

  1. 3.При осуществлении оперативного контроля анализируются:

ход исполнения доходов местного бюджета;

изменение объемов задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиков Тальменского района Алтайского края;

ход исполнения расходов местного бюджета;

исполнение      межбюджетных    трансфертов   бюджетам    муниципальных образований Тальменского района;

источники финансирования дефицита бюджета МО;

объемы резервного фонда Администрации Тальменского района Алтайского края;

состояние муниципального внутреннего долга Тальменского района Алтайского края;

ход реализации муниципальной адресной инвестиционной программы Тальменского района.

На основе проведенного анализа по итогам исполнения бюджета МО за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего года, при необходимости, осуществляется оценка ожидаемого исполнения бюджета до конца финансового года, используемая при подготовке предложений по корректировке показателей местного бюджета в текущем финансовом году и формировании бюджета МО на очередной финансовый год (подготовке заключений КСП на проекты бюджета).

  1. 4.В процессе осуществления оперативного контроля контролируется соблюдение:

принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации при перемещении бюджетных ассигнований;

требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по использованию доходов, фактически полученных при исполнении местного бюджета сверх утвержденных решением о бюджете МО.

  1. 5.Предметом оперативного контроля являетсяпроцесс:

а) исполнения местного бюджета по доходам;

         б) использования:

средств местного бюджета;

муниципальной собственности Тальменского района Алтайского края;

других муниципальных средств в соответствии с законодательством;

в) реализации:

муниципальной адресной инвестиционной программы;

программы муниципальных внутренних заимствований; программы муниципальных гарантий.

  1. 6.Объектами оперативного контроляявляются:

комитет      по   финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района Алтайского края;

Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю;

главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета, осуществляющие контроль полноты и своевременности поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в местный бюджет (при необходимости);

главные распорядители средств местного бюджета (при необходимости);

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита местного бюджета (при необходимости).

  1. Правовая и информационная основы оперативногоконтроля

Правовой и информационной основой оперативного контроля являются:

  • Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации;
  • Налоговый кодекс РоссийскойФедерации;
  • Положение «О Контрольно-счетной палате Тальменского района», утвержденное решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 20.12.2019 № 240;
  • Положение «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Тальменском районе», утвержденное решением Тальменского районного Совета народных депутатов Алтайского края;
    • Регламент Контрольно-счетной палаты Тальменского района Алтайскогокрая;
    • план работы Контрольно-счетной палаты на текущийгод;
  • Решение «О бюджете муниципального образования на очередной финансовый год»;
  • муниципальные правовые акты, принимаемые во исполнение решения о бюджете муниципального образования;
  • отчет об исполнении бюджета муниципального образования, утвержденный Администрацией Тальменского района Алтайского края, в том числе о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальныхобразований;
  • информация, предоставляемая одновременно с постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края об отчете об исполнении бюджета муниципального образования (за первый квартал, полугодие и девять месяцев):
  • расходах на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и ремонта по объектам, отраслям инаправлениям;
    • расходовании резервногофонда;

об объеме и структуре муниципального долга Тальменского района Алтайского края;

о предоставленных муниципальных гарантиях Тальменского района Алтайского края;

  • оперативные данные об исполнении местного бюджета, предоставляемые Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района Алтайского края;
  • отчет по поступлениям и выбытиям местного бюджета, предоставляемый Управлением Федерального казначейства по Алтайскомукраю,
  • отчет о поступлении и о задолженности налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, предоставляемый Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю;
  • сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тальменскому району Алтайскогокрая;
    • данные, получаемые по запросам Контрольно-счетной палаты (принеобходимости);
  • результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Контрольно-счетнойпалатой.

  1. Основные этапы оперативного контроля

Оперативный контроль за ходом исполнения местного бюджета проводится в три этапа:

первый     этап   –   подготовка   форм   и   документов,   необходимых   для осуществления оперативного контроля;

второй этап – непосредственное осуществление оперативного контроля; третий этап – подготовка и оформление результатов оперативного контроля.

  1. Подготовка форм и документов, необходимых для осуществления оперативногоконтроля

5.1. Сотрудники КСП изучают муниципальные правовые акты, утвердившие изменения в решение о местном бюджете (при наличии).

5.2. Проекты форм заключения (отчета) по результатам исполнения местного бюджета и приложений к ней разрабатывает КСП.

В виде таблиц подготавливаются формы для анализа исполнения местного бюджета по доходам и расходам (в текущем финансовом году, в сравнении с предыдущим периодом); поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет (по видам доходов); динамики поступления доходов в местный бюджет (в текущем финансовом году, в сравнении с предыдущим периодом).

В рамках подготовительного этапа, при необходимости, КСП осуществляет подготовку запросов в учреждения для получения информации, необходимой для проведения оперативного контроля.

  1. Проведение оперативногоконтроля

  1. 1.В соответствии с планом работы КСП ежеквартально (нарастающим итогом) осуществляется анализ хода исполнения местного бюджета, состояния муниципального внутреннего долга Тальменского района Алтайского края в текущем финансовомгоду.
  2. 2.В ходе проведения оперативного контроля сотрудники КСП применяют следующие аналитические методы экономического анализа: метод использования абсолютных, относительных величин, метод сравнений, метод группировок, графический метод идругие.

При использовании указанных аналитических методов сотрудники КСП применяют следующие методы финансового анализа исполнения местного бюджета:

  1. горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются фактически исполненные показатели бюджета с плановыми показателями решения о бюджете и бюджетной отчетности, изучается динамика отдельных показателей во времени (квартал, полугодие,год);
  2. вертикальный анализ, в ходе которого определяется структура исполненного бюджета, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты исполнения бюджета вцелом;
  3. трендовый анализ, в ходе которого сравниваются исполненные и запланированные бюджетные показатели и определяются причины изменения динамики бюджетныхпоказателей;
  4. факторный анализ, в ходе которого устанавливается степень влияния отдельных факторов на исполнение бюджетных показателей (например, влияние объема налоговых и неналоговых доходов, уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования на объем трансфертов из краевого и/или районного бюджета в муниципальные бюджеты, влияние численности населения ит.д.).
  5. 3.Контрольно-счетная палата:

обеспечивает своевременное получение, обработку и ввод в базу даны КСП информации, получаемой в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю с КСП;

осуществляет контроль за полнотой информации, передаваемой Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Тальменского района Алтайского края, Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю и другими участниками бюджетного процесса, для формирования базы данных КСП;

вводит в базу данных КСП информацию по годовым отчетам Администрации Тальменского района Алтайского края об исполнении местного бюджета и иные сведения, необходимые для осуществления оперативного контроля;

формирует электронную базу результатов экспертно-аналитического мероприятия в виде Заключений и таблиц к ним.

  1. 4.При осуществлении анализа исследуются следующие вопросы: поступлениедоходовместногобюджетавтекущемфинансовомгодув разрезе налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений (по объемам и структуре, в сравнении с показателями прогноза поступлений доходов в местный бюджет и показателями, сложившимися в аналогичном периоде предыдущего года, в том числе по группам доходов, отдельным видам поступлений);

изменение объемов задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиков Тальменского района Алтайского края, наличие недоимки;

исполнение расходной части местного бюджета (сравниваются фактически сложившиеся за отчетный период показатели с показателями аналогичного периода предыдущего года; сопоставляется фактическое исполнение бюджетных расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджета с законодательно утвержденными показателями местного бюджета и плановыми бюджетными ассигнованиями в отчетности);

исполнение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Тальменского района Алтайского края (дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов);

использование средств резервного фонда Администрации Тальменского района Алтайского края;

финансирование расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и ремонта (структура капитальных вложений по основным направлениям, объектам, отраслям; сравниваются фактические расходы за отчетный период с расходами аналогичного периода предыдущего года; сопоставляются фактически исполненные бюджетные показатели с показателями, предусмотренными нормативными правовыми актами на текущий финансовый год);

исполнение показателей дефицита (профицита) местного бюджета (объем дефицита (профицита) соотносится с показателями выполнения доходов и расходов местного бюджета; фактически исполненные бюджетные показатели сравниваются с показателями, утвержденными решением о местном бюджете, с показателями аналогичного периода предыдущего года; размер дефицита проверяется на соблюдение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации);

состояние муниципального внутреннего долга Тальменского района Алтайского края (проводится анализ величины муниципального долга, его структуры, сопоставление с показателями на соответствующую дату предыдущего года, с предельным объемом муниципального долга, установленным решением о бюджете муниципального образования, отражается динамика муниципального долга Тальменского района Алтайского края).

  1. Подготовка и оформление результатов оперативногоконтроля

оперативный отчет (ежеквартально нарастающим итогом) в формате заключения (отчета) по результатам исполнения местного бюджета за соответствующий период текущего финансового года;

приложения к заключению (отчету) в форме таблиц;

заключения на проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете муниципального образования, при поступлении в КСП соответствующих проектов решений.

  1. 2.Срок подготовки Заключения (отчета) по результатам исполнения местного бюджета за соответствующий период текущего финансового года составляет 10 рабочих дней с момента поступления отчета Администрации Тальменского района Алтайского края об исполнении местного бюджета в Контрольно-счетную палату.

Ежеквартально электронная версия заключения (отчета) по результатам исполнения местного бюджета за соответствующий период текущего финансового года и приложения размещаются на общем диске в сети КСП.

  1. 4.Председатель КСП может принять решение о направлении заключения (отчета) по результатам исполнения местного бюджета за соответствующий период текущего финансового года в Тальменский районный Совет народных депутатов Алтайского края, главе района и в Комитет по финансам, налоговой и кредитнойполитике Администрации Тальменского района Алтайского края.

В случае выявления значительных отклонений фактических показателей исполнения решения о местном бюджете от показателей, утвержденных указанным решением, а также нарушений бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, в заключении (отчете) указываются причины таких нарушений и отклонений, предлагаются меры по их устранению.

При необходимости подготавливаются информационные письма о результатах оперативного контроля и направляются в Тальменский районный Совет народных депутатов Алтайского края, главе района, в другие органы исполнительной власти Тальменского района для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

  1. 5.Заключение (отчет) по результатам исполнения местного бюджета за соответствующий период текущего финансового года должна содержать, как правило, не более 15 страниц текста (без учетаприложений).

Заключение (отчет) по результатам исполнения местного бюджета за соответствующий период текущего финансового года составляется по примерной форме согласно приложению к настоящему Стандарту.


Приложение

к СВМФК 061 «Оперативный контроль исполнения решения «О бюджете муниципального образования» (к п.7.5.)

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

658030, Алтайский край, р.п. Тальменка, пер. Банковский, 3, тел. 8 (38591) 213 33, e-mail: ksp.talm@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ОТЧЕТ)

по результатам исполнения бюджета муниципального образования

за период 20__ года

Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия:

(указывается номер пункта плана работы КСП)

Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

(указывается, что именно исследовалось)

Цель (цели) экспертно-аналитического мероприятия:

(формулируется каждая цель мероприятия)

Исследуемый период:

(указываются даты начала и окончания исследуемого периода)

Срок проведения экспертно-аналитического мероприятия:

(указываются даты начала и окончания мероприятия)

Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

1. Анализ исполнения доходов бюджета муниципального образования

1.1.Анализ поступления налоговых доходов

1.2.Анализ поступления неналоговых доходов

1.3.Анализ задолженности по налогам и сборам

1.4.Анализ безвозмездных поступлений

1.4.1. Из федерального бюджета

1.4.2. Из краевого бюджета

  1. Анализ исполнения расходов местногобюджета

Структура расходов местного бюджета

2.1.Анализ исполнения расходов по разделам и подразделам бюджетной классификации

2.1.1.По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы»

2.1.3.По разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»

  1. 1.4.По разделу 0400 «Национальнаяэкономика»
  2. 1.5.По разделу 0500 «Жилищно-коммунальноехозяйство»
  3. 1.6.По разделу 0600 «Охрана окружающей среды»
  4. 1.7.По разделу 0700«Образование»
  5. 1.8.По разделу 0800 «Культура,кинематография»
  6. 1.9.По разделу 0900«Здравоохранение»

2.1.10.По разделу 1000 «Социальная политика»

2.1.11.По разделу 1100 «Физическая культура и спорт»

2.1.12.По разделу 1200 «Средства массовой информации»

2.1.13.По разделу 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга»

2.1.14.По разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

  1. 2.Анализ исполнения межбюджетных трансфертов (дотаций,субсидий, субвенций и иных межбюджетныхтрансфертов)
  2. 3.Анализ расходов резервного фонда Администрации Тальменского района Алтайскогокрая
  3. Анализ финансированиямуниципальной адресной инвестиционной программына20_ год
  4. Анализ дефицита (профицита) местногобюджета
  5. Анализ муниципального внутреннего долга Тальменского района Алтайскогокрая

Выводы:

(кратко формулируются итоговые оценки рассмотренных вопросов и выявленных проблем)

Предложения и рекомендации:

(отражаются предложения, основывающиеся на выводах и предусматривающие меры, направленные на решение имеющихся проблем и создание условий по эффективному использованию средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности)

Приложения:

  1. Таблица «Анализ исполнения местного бюджетаза_год»;
  2. Таблица «Динамика поступления доходов в местныйбюджетзагод»;
  3. Таблица «Анализ поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджетза_ год»

Должность                                   ____________                           ____________

                                                                           (подпись)                                                             (Ф.И.О)

Joomla templates by a4joomla