Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение мошеннических действий, то есть хищения чужого имущества либо приобретения права на чужое имущество путем обмана, либо злоупотребления доверием. Указанное преступление, а также наказание, назначаемое за его совершение, предусмотрены ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, большое количество преступлений в указанной сфере, используется с применением подменных телефонных номеров, анонимных почтовых сервисов и IP-телефонии. К примеру, от мошенника может поступить звонок с номера телефона правоохранительного органа или банка.
Самыми распространенными способами обмана при дистанционном мошенничестве являются:
1. Звонок либо сообщение от лица, представившегося сотрудником банка и заявляющего о необходимости перечисления денежных средств в связи с блокировкой банковского счета либо, хищение денежных средств с Вашего банковского счета, либо по иной причине.
Что делать: не следует представлять конфиденциальную информацию по банковской карте, которые позволят мошеннику дистанционно совершать банковские операции по счету (например, номер банковской карты и код CVV2), а также выполнять какие-либо операции посредством банкомата или онлайн. В случае возникновения сомнительной ситуации следует обратиться в отделение банка за разъяснениями.
2. Публикация объявлений о продаже товаров: одежды, мобильных телефонов, наушников и прочего, на интернет-ресурсах, содержащих заведомо неправдивую информацию, в первую очередь о цене. При совершении указанных действий мошенники после перечисления денежных средств просто не отправляют товар покупателю либо направляют совсем иную вещь.
Потенциальному покупателю предлагается воспользоваться опцией «безопасная сделка», в связи с чем ему направляется ссылка, которая оказывается фишинговой, и при введении реквизитов банковской карты происходит списание находящихся на счете денежных средств.
В зоне риска находятся также граждане, которые дают объявления о купле-продаже. Им звонят мошенники, вводят в заблуждение о намерении приобрести товар и под этим предлогом узнают сведения о банковских счетах, с которых осуществляется хищение.
Жертвы преступлений, к сожалению, зачастую сообщают злоумышленникам необходимые сведения для списания денег со счетов либо самостоятельно переводят деньги, действуя по инструкции.
Что делать: в случае совершения указанных сделок следует обезопасить себя договоренностью с продавцом об оплате товара по факту получения наложенным платежом, не осуществлять предоплату за товар либо иным способом, гарантирующим получения приобретаемого товара.
3. Звонок либо сообщение о «попавшем в беду родственнике». В данном случае жертве сообщаются заведомо ложные сведения о том, что кто-то из его родственников либо близких пострадал (попал в ДТП) либо им требуется иная помощь, для оказания которой необходимо перечислить денежные средства.
Что делать: до совершения каких-либо действий стоит предварительно позвонить предполагаемому «пострадавшему» либо иным лицам, которые с большой долей вероятности могут быть в курсе его местонахождения.
Дистанционный способ совершения мошеннических действий характеризуется отсутствием личного контакта мошенника с жертвой преступления, что существенно усложняет установление преступника и привлечение его к предусмотренной законом ответственности.
Если Вы стали жертвой мошенников необходимо:
-временно заблокировать карту, позвонив в банк;
-немедленно обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве;
-обратиться в банк с заявлением о спорной транзакции с приложением копии заявления в полицию и просьбой оказать содействие в расследовании.
Внимание и осторожность помогут сохранить Ваши денежные средства!
Помощник прокурора
Тальменского района А.А. Леонов